Евгений Львович Шварц (9 (21). X. 1896 – 15. 1. 1958) – русский советский драматург и киносценарист. 

Евгений Львович Шварц – один из любимейших драматургов-сказочников СССР. Особую известность ему принесли произведения на тему сказок Х.К. Андерсена. Однако переработка сюжета у драматурга всегда столь оригинальна, что следует говорить о совершенно новых авторских произведениях.
Шварц родился 21 октября 1896 года в Казани. Отец его, Лев Васильевич Шварц, был крещенным евреем, по образованию врач. Мать, Мария Федоровна Шелкова, русская, по профессии акушерка. Вскоре после рождения Жени Шварцы перебрались в подмосковный Дмитров, откуда отец был выслан в Армавир за участие в антиправительственной демонстрации. Окончательно семейство обосновалось в Майкопе, где и прошли детство и юность будущего драматурга. Там, в местной гимназии, мальчик увлекся театром.
Впрочем, связывать жизнь с актерской профессией Шварц не собирался. В 1914 году он поступил на юридический факультет Московского университета.
Весной 1917 года Евгения призвали в армию – сперва юнкером, затем его произвели в прапорщики. После Октябрьской революции он отправился на Дон, где вступил в Добровольческую армию Корнилова. Был участником знаменитого Ледяного похода. В дни штурма Екатеринодара получил контузию, отчего у него всю жизнь тряслись руки (после 50 лет он даже не мог держать вилку). Участие в белом движении Шварц до конца своих дней держал в строгой тайне.
Официально Евгений Львович сразу оказался в Ростове-на-Дону, где вместе с двоюродным братом организовал любительский театр. Тогда же он женился на актрисе Гаяне Николаевне Халайджиевой. В 1921 году театр Шварцев отправился в Петрограде, где очень скоро развалился. Но к тому времени Евгений подружился с Н.К. Чуковским, отец которого К.И. Чуковский взял его к себе секретарем.
Выживать в столице было тяжко. Шварц отправился журналистом в Донецк, где сотрудничал с целым рядом изданий и даже попытался учредить собственный журнал «Зверобой». Здесь появились его первые публикации. 
Уже в 1924 году Евгений Львович вернулся в Ленинград к жене. Там он с распростертыми объятиями был принят С.Я. Маршаком. Молодого человека сходу взяли штатным сотрудником детского отдела Госиздата. В его обязанности входила помощь начинающим авторам. Шварц стал первым редактором «Республики ШКИД» Л. Пантелеева и Г. Белых.
Тогда же увидела свет его первая авторская книга «Рассказ Старой балалайки». Евгений сблизился с литературной группой ОБЭРИУ (Объединение Реального Искусства), ставшей костяком новых журналов для детей «Еж» и «Чиж». Журналы рассказывали преимущественно о страданиях еврейских детей в царской России. Главными обэриутами были Д.И. Хармс, А.И. Введенский, Н.А. Заболоцкий. Для журналов Шварц писал короткие истории из жизни детей. 
В 1929 году В. Каверин (Зильбер) познакомил Евгения со своим братом Александром Зильбером (он же композитор Ручьев). Шварц влюбился в жену Ручьева – Екатерину Ивановну. Женщина ответила взаимностью. Страсть их была столь сильна, что через несколько месяцев они развелись со своими супругами и поженились. Острота ситуации заключалась в том, что Гаяне Николаевна была на сносях. После развода она родила дочь Наталью. С Екатериной Ивановной Евгений Васильевич прожил в любви и согласии до конца своих дней.
Шварц никогда не порывал с театром, дружил с актерами. Однажды, навещая больную актрису, он пообещал ей и ее подруге написать для них пьесу. Обещание было исполнено: так родилась первая сказка Шварца – «Ундервуд». В 1929 году ее поставили на сцене Ленинградского ТЮЗа. 
В 1935 году главным режиссером ленинградского Театра комедии назначили известного постановщика Н.П. Акимова. Он уже заприметил драматургию Шварца и уговорил Евгения Львовича сочинять для его театра. Вдохновленный Шварц сходу написал пьесу «Похождения Гогенштауфена» – сатиру в духе булгаковского «Мастера и Маргариты». 
Далее последовали всем известные философические обработки для сцены сказок, преимущественно Х.К. Андерсена: «Голый король» (1935), «Красная шапочка» (1937), «Снежная королева» (1938) и «Тень» (1940). «Тень» власти сочли политической сатирой и сняли с репертуара сразу после премьеры, однако репрессий не последовало. Шварцу в этом плане всегда везло.
В годы Великой Отечественной войны Евгений Львович с семьей жил в эвакуации, сначала в Вятке (Киров), затем в Душанбе. Писал он сугубо реалистические произведения, но в 1944 году создал авторскую сказку, пьесу-памфлет «Дракон», направленную исключительно против фашизма и А. Гитлера. Впоследствии драматург случайно сказал дочери: «Надо же! Писал про Гитлера, а получилось про нас…» 4 августа 1944 года состоялась премьера «Дракона» в Театре комедии, после чего пьесу запретили. Вернули ее на сцену лишь в 1962 году.
В послевоенные годы Шварц создал пьесы «Обыкновенное чудо» и «Сказка о храбром солдате». Больше времени уделял сценариям для фильмов – «Золушка», «Первоклассница», «Дон-Кихот» и «Обыкновенное чудо». 
После массовых националистических демонстраций (более 500 тыс. человек) в Москве в 1948 году, на которых требовали отделения Крыма от СССР и создания там независимого еврейского государства, в стране начались гонения на интеллигенцию еврейского происхождения. Не избежал этой участи и Евгений Шварц, что отразилось на его здоровье. Однако справедливости ради уточню: гонорар за сценарий одного снятого фильма составлял в те времена зарплату профессора университета за 10—15 лет, выплаченную единовременно. Поэтому в материальном плане семья Шварцев не пострадала. Однако моральное давление было весьма тяжким.
Драматург умер 15 января 1958 года после очередного инфаркта. Похоронен на Богословском кладбище.

© Виктор Еремин


ПЬЕСЫ. ПЬЕСЫ-СКАЗКИ, КИНОСЦЕНАРИИ

Голый король. Пьеса в двух действиях.

Далекий край. Пьеса в трех действиях.

Два клена. Сказка в трех действиях.

Дракон. Сказка в трех действиях.

Золушка. Кинокомедия.

Красная Шапочка. Сказка в трех действиях.

Обыкновенное чудо. Сказка в трех действиях.

Одна ночь. Пьеса в трех действиях.

Повесть о молодых супругах. Пьеса в трех действиях.

Снежная Королева. Сказка в четырех действиях.

Тень. Сказка в трех действиях.

Волшебники (Сто друзей). Пьеса для театра кукол.

Два клена. Вариант для художественной самодеятельности.

Доктор Айболит. Киносценарий.

Дон-Кихот. Киносценарий.

Клад. Пьеса в трех действиях.

Красная Шапочка. Сценарий.

Красная Шапочка и Серый Волк. Пьеса для театра кукол.

Кукольный город. Пьеса для театра кукол.

Марья-Искусница. Киносценарий.

Новая сказка. Пьеса для театра кукол.

Первоклассница. Киносценарий.

Первоклассница. Сцены школьной жизни (в редакции А. Зака)

Приключения Гогенштауфена. Сказка в трех действиях.

Сказка о потерянном времени. Пьеса для театра кукол.

Снежная Королева. Вариант для художественной самодеятельности.

Ундервуд. Пьеса в трех действиях.

Царь Водокрут. Сказка в трех действиях. 

ПЬЕСЫ НА СЮЖЕТЫ ШВАРЦА

Ю. Алесин.  Золушка. Пьеса.

А. Богачева. Сказка о потерянном времени. Мюзикл.  

В. Лившиц. Сказка о потерянном времени. Текст диалогов из киносценария.

М. Мануйлова. Сказка о потерянном времени. Пьеса в стихах в семи картинах для школьного театра.

Л. Филатов. Еще раз о голом короле. Не такая уж сказка.