Так уж получилось, что сказка в двух своих единственно возможных ипостасях – народная и авторская – в высшем ее воплощении явилась людям только в первой половине XIX века. О народной сказке и ее собирателях братьях Гримм мы уже говорили. Подлинным творцом авторской сказки, а следовательно и отпочковавшегося от нее фэнтези, стал датчанин Ханс Кристиан Андерсен – младший современник братьев Гримм. Мы можем с уверенностью говорить о том, что все последующие писатели-сказочники произросли либо от братьев-собирателей, либо от Андерсена.

Ханс Кристиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в бедной семье башмачника Ханса Андерсена и прачки, урожденной Анны Мари Андерсдаттер. Случилось это в небольшом (по российским меркам) датском городе Оденсе на острове Фюн. Мать мальчика мечтала о достойной карьере для сына – чтобы Ханс стал портным и научился кроить и шить.

Но жизнь готовила Андерсена к иному поприщу. Во-первых, отец его был большим любителем рассказывать сказочные истории, особенно ему нравились сказки из «Тысячи и одной ночи». А во-вторых, бабушка Ханса по материнской линии служила в госпитале для душевнобольных, который находился неподалеку от дома Андерсенов; мальчик часто забегал к ней в гости и заодно общался с пациентами госпиталя, которые рассказывали ему самые небывалые истории.

Маленький Ханс придумывал пьески для собственного «кукольного театра» (отец любил мастерить куклы, в том числе и деревянные марионетки, он же сделал по просьбе сына ящик для представлений), и это были первые литературные упражнения будущего сказочника.

Читать и писать мальчик научился только в 10-летнем возрасте, а в 12 лет его уже отдали в подмастерья на суконную фабрику: умер отец, и семья оказалась на грани полной нищеты. А через год в Оденсе приехала из Копенгагена театральная труппа. Для спектакля им потребовался статист, и тут подвернулся Ханс. Он исполнил бессловесную роль кучера, после чего решил, что должен стать артистом.

В 1819 году, едва ему пошел пятнадцатый год, Андерсен уехал в Копенгаген. В столице на удивление быстро у него появились покровители, в том числе и из королевских сановников. Главным покровителем сказочника на долгие годы стал государственный советник Ионас Коллин – экономический директор копенгагенского театра. Благодаря его поддержке молодой человек получил возможность изучать литературу, датский, немецкий и латинский языки, одно время посещал уроки в балетной школе.

Особых успехов на сцене Андерсен не добился, но его все больше тянуло к литературному творчеству, причем покровители Ханса по достоинству оценили талант молодого человека.

Рассказывают такую историю. В конце 1822 года в дом знаменитого датского адмирала, начальника Морского кадетского корпуса, а заодно переводчика Байрона и Шекспира Петра Вульфа пришел начинающий драматург Андерсен и попросил ознакомиться с его пьесой. Вульф согласился. Пьеса ему не понравилась, однако адмирал пригласил юношу бывать в его доме.

Со временем театральная дирекция выхлопотала Хансу Кристиану королевскую стипендию, талантливого паренька направили учиться в латинскую школу. Одновременно Андерсен стал частым гостем у Вульфов. В Рождество 1826 года хозяева даже отвели ему личные покои – две комнаты. Особые отношения сложились у Андерсена со старшей дочерью адмирала – Генриеттой Вульф. Она была маленького роста и горбатая и довольно забавно выглядела рядом с высоким сухощавым Хансом. Молодых людей на всю жизнь связала теплая искренняя дружба. Генриетта фактически стала для писателя его старшей сестрой. Мало кто сомневался, что девушка влюблена в своего друга, но рассчитывать ей на что-либо большее не приходилось по причине уродства. Однако не меньше страдал от этого сам Андерсен, поскольку с рождения нес крест нетрадиционной ориентации, а потому мог предложить Генриетте только дружбу.

В октябре 1828 года Ханс Кристиан поступил в Копенгагенский университет. Тогда же он сочинил фантастическую книгу «Путешествие на Амагер». Опубликовали ее в начале 1829 года, и она принесла Андерсену всеобщее признание. Тогда молодой человек попробовал свои силы в драматургии, написав пьесу-пародию «Любовь на Николаевой башне». Премьера ее на сцене состоялась 25 апреля 1829 года. И вновь был большой успех.

В 1831 году Коллин отправил своего питомца Андерсена в путешествие по Германии. Под впечатлением от этой поездки Ханс Кристиан написал книгу «Теневые картины», которую он сам называл предтечей его сказок.

Весной 1833 года датский король Фредерик VI выделил Андерсену стипендию, и писатель отправился в поездку по Европе. Итогом ее стали две книги, опубликованные весной 1835 года – роман «Импровизатор» и «Сказки, рассказанные для детей». Роман публика приняла с восторгом, сказки ругали, на чем свет стоит, особенно вошедшую в книгу авторскую сказку «Принцесса на горошине». Распространенным стало мнение, будто Андерсен впал в детство.

Сочинителя это не смутило. Уже в конце 1835 года он опубликовал второй сборник своих сказок, в который вошла сказка «Томмелисе» («Дюймовочка»). Критика ответила презрительным молчанием.

И это тоже не остановило Андерсена! В апреле 1837 года вышел третий сборник его сказок, содержавший помимо всего прочего «Русалочку» и «Новое платье короля». Критика опять проигнорировала книгу. Зато сказками Андерсена наконец-то заинтересовалась читающая публика, они стали раскупаться.

В декабре 1839 года умер король Фредерик VI. На престол взошел наследник Кристиан VIII. В новых условиях Андерсен больше занимался драматургией и романистикой. Казалось, что о сказках писатель позабыл полностью и окончательно. Четвертый сборник появился лишь в 1843 году. Назывался он «Новые сказки». В книгу среди прочих вошли «Снежная королева», «Гадкий утенок» и «Соловей».

Если в Дании к Андерсену относились со скепсисом, то вся остальная Европа уже давно была покорена его творениями. Ими восторгались, сказочнику подражали, влияние его на мировую литературу уже при жизни писателя оказалось невероятно велико. Когда Андерсен в 1840-х годов в очередной раз проехал по Европе с заездом в Англию, его наперебой зазывали к себе короли и королевы, принцы и принцессы, аристократы всех мастей. Сказочник буквально купался в славе.

Однако не надо заблуждаться. При всей его славе Андерсен оставался небогатым человеком, в Дании его даже считали бедняком. На этой почве возникла душещипательная история, которая рассказывается практически во всех официальных биографиях писателя. Будто Андерсен страстно влюбился в «датского соловья» певицу и актрису Иенни Ланд, будто он даже сватался к ней, но женщина отказала по причине бедности и некрасивости Ханса Кристиана. И будто именно по этому поводу была сочинена сказка «Соловей». К сожалению, приверженцы этой истории всего лишь пытаются приукрасить жизнь великого творца, не более.

Последний раз Андерсен путешествовал по Европе в 1871–73 годах. Тогда же им были написаны последние сказки. Всего Андерсен создал более 400 сказок.

2 апреля 1875 года писателю сообщили, что закончена подписка на возведение ему при жизни памятника и показали проект для одобрения. Памятник установили в Королевском саду в Копенгагене, но сам писатель в оригинале его уже не видел.

Ханс Кристиан Андерсен умер 4 августа 1875 года в Копенгагене. Похоронен на столичном кладбище Ассистэнс. 

© Виктор Еремин


ГАДКИЙ УТЕНОК

С. Зельцер. Гадкий утенок. Музыкальная сказка-пьеса.

В. Синакевич. Гадкий утенок (Дикий). Пьеса.

А. Хавчин. Новая сказка о гадком утенке. Пьеса.

ДЕВОЧКА СО СПИЧКАМИ

А. Гарбар. Девочка со спичками. Пьеса-сказка в четырех историях.

 И. Яблокова. Девочка со спичками. Рождественский спектакль.

ДИКИЕ ЛЕБЕДИ

И. Новоселова. Возвращение чар. Пьеса-сказка в трех действиях.

С. Прокофьева, И. Токмакова. Дикие лебеди. Пьеса-сказка в двух действиях.

А. Бородин, Н. Савин. Братья-лебеди. Пьеса-сказка в трех актах.

О. Жданова. Дикие лебеди. Пьеса-сказка в четырех действиях.

Е. Стюарт. Дикие лебеди. Пьеса-сказка в двух действиях.

ДЮЙМОВОЧКА

С. Зырянов. Дюймовочка. Музыкальные приключения в двух действиях.

П. Исайкин. Приключения Дюймовочки. Пьеса в двух действиях.

Л. Кожевников. Дюймовочка. Пьеса в двух действиях.

Ю. Шуцкий. Дюймовочка. Пьеса.

А. Яблонская. Дюймовочка. Фантазия.

А. Бруштейн. Дюймовочка. Пьеса.

Е. Стюарт. Волшебный цветок. Пьеса-сказка в двух действиях.

А. Усачев. Крылья для Дюймовочки. Пьеса для театров кукол.

Н. Шувалов. Дюймовочка. Пьеса в двух действиях.

Л. Гераскина. Дюймовочка. Пьеса для театра кукол.

НОВОЕ ПЛАТЬЕ КОРОЛЯ 

Аба Канский. Новые штаны короля. Пьеса-сказка.

Н. Алони. Новое платье короля. Трагикомедия в трех актах.

Л. Филатов. Еще раз о голом короле. Пьеса.

Е. Шварц. Голый король. Пьеса.

Л. Браусевич. Голый король. Пьеса для театра кукол.

Е. Патрик. Новое платье короля. Пьеса для кукольного театра.

В. Смирнова. Новое платье короля. Пьеса для театра кукол.

ОГНИВО  

А. Эриксон. Огниво. Андерсен-фантазия. Музыкальная сказка в одном действии.

Е. Сперанский. Солдат и ведьма (Огниво). Пьеса для театра кукол.

ПАСТУШКА И ТРУБОЧИСТ

Н. Архипова. Пастушка и трубочист. Сказка или история.

В. Трофимова. Пастушка и трубочист. Кукольное представление.

М. Кузмин. Пастушка и трубочист. Сказка для театра.

ПРИНЦЕССА НА ГОРОШИНЕ

Т. Баева. Про настоящую принцессу, дракона и горошину. Пьеса в двух действиях.

В. Глоцер. Принцесса на горошине. Пьеса в двух действиях, четырех картинах.

В. Зверовщиков. Принцесса на горошине. Пьеса в двух действиях.

С. Ильницкий. Настоящая принцесса. Пьеса.

М. Илюхова. Настоящая принцесса. Пьеса-сказка в двух действиях.

В. Лесовой. Принцесса на горошине. Фантазия.

А. Строганов. Принц, горошина, принцесса, король и советник, разумеется. Невидаль в двух действиях.

А. Сухих. Принцесса на горошине или любовь вернётся. Пьеса в двух действиях.

Е. Тыщук. Принцесса без горошины. Комедия в двух действиях.

Т. Ренгарт. Принцесса на горошине. Пьеса-сказка.

Н. Доброхотова. Принцесса на горошине. Пьеса-сказка.

Н. Шувалов. Ах, мой милый Августин! Игра воображения в двух действиях.

РУСАЛОЧКА

А. Кружнов. Принцесса-русалочка. Романтическая сказка.

М. Май. Русалочка. Пьеса-сказка.

Е. Ординарцева-Тарасенко. Русалочка. Пьеса.

А.Орлов, В. Сизов. Баллада о морской царевне. Пьеса в двух действиях.

Л. Разумовская. Сестра моя, Русалочка. Пьеса.

В. Тронин. Русалочка. Пьеса-сказка.

А. Якимович. Русалочка. Пьеса-сказка.

Н. Гернет. Русалочка. Пьеса для театра кукол.

М. Губин. Русалочка. Инсценировка в четырех действиях.

СВИНОПАС

А. Авходеев, Г. Беспальцева. Здравствуй, принцесса! Пьеса в двух действиях.

В. Ганзенко. Свинопас. Сказка.

П. Панчев. Принцесса и свинопас. Театральная игра.

Т. Ренгарт. Сказка из сказки (Свинопас). Счастливое продолжение сказки.

А. Чупин Капризная принцесса. Фантазия в двух действиях.

Х. Фришер. Принцесса и свинопас. Пьеса для театра кукол.

П. Энзикат. Принцесса и свинопас. Пьеса в двух действиях.

СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА

И. Деревянко. Снежная сказка. Пьеса-сказка в одном действии.

А. Дударев. Снежная королева. Сказка в одном действии.

М. Койфман. Снежная королева. Инсценировка.

Н. Коляда. Снежная королева. Пьеса-сказка в одном действии.

В. Корсак. Снежная королева. Сказка-пародия.

Р. Мусаев. Снежная королева. Старая новая сказка.

Б. Орловский. В гостях у снежной королевы. Новогоднее представление.

В. Разумовский. Герда. Пьеса.

А. Решетникова. Снежная королева. Инсценировка.

А. Сигачёв. Снежная королева. Музыкальная пьеса.

Е. Шварц. Снежная королева. Пьеса-фантазия.

И. Яблокова. Снежная королева. Инсценировка.

А. Якимович. Снежная королева. Пьеса-сказка в двух действиях.

Т. Ренгарт. Снежная королева. Новогодняя сказка.

Н. Чехов. Снежная королева. Детская драма с пением.

Л. Гераскина. Снежная королева. Пьеса для театра кукол.

Е. Черняк. Снежная королева. Пьеса для театра кукол.

СОЛОВЕЙ

И. Медведева, Т. Шишова. Соловей. Пьеса в двух действиях.

И. Кнаут. Соловей. Пьеса в шести эпизодах.

Е. Тараховская. Соловей. Пьеса для театра кукол.

СТОЙКИЙ ОЛОВЯННЫЙ СОЛДАТИК

Г. Нефедов. История печали и радости. Пьеса.

Е. Ординарцева-Тарасенко. Путешествие оловянного солдатика и его любовь. Пьеса.

М. Поливанова. Стойкий оловянный солдатик. Пьеса для театра кукол.

В. Ольшанский. Стойкий оловянный солдатик. Пьеса-сказка.

ДРУГИЕ СЮЖЕТЫ СКАЗОК

Е. Васильева. Цветы маленькой Иды. Сказка в трех актах.

Ю. Витковская. Затопотом. Пьеса.

Т. Гарбар. Снеговик Андерсена. Инсценировка.

А. Дударев. Поцелуй принцессы. Современная сказка.

Ю. Дунаев. Оле-Лукойе. Пьеса.

М. Рощин. Галоши счастья. Сказка для взрослых.

Г. Сапгир. Крабле! Крибле! Бумс! Пьеса-сказка в двух действиях.

Л. Титова, А. Староторжский. Холм лесных духов. Пьеса-сказка.

Е. Шварц. Тень. Сказка в трех действиях.

Ю. Шуцкий. Самый замечательный из всех. Импровизация.

ПЬЕСЫ ОБ АНДЕРСЕНЕ

К. Драгунская. Андерсен. Пьеса.

В. Пальчинскайте. Роза Христиана Андерсена. Пьеса в двух частях.

ПЬЕСЫ АНДЕРСЕНА

Г.-Х. Андерсен. Дороже жемчуга и злата. Пьеса-сказка.

Г.-Х. Андерсен. Первенец. Комедия в одном действии.

Г.-Х. Андерсен. Бузинная матушка. Пьеса-сказка.

Г.-Х. Андерсен. Оле-Лукойе. Пьеса-сказка.