Аркадий Петрович Голиков родился в 1904 году в городе Льгове. Отец его, Петр Исидорович Голиков, был из крестьян, но смог получить образование и служил учителем. Мать, Наталья Аркадьевна Салькова, трудилась фельдшером, происходила из обедневших дворян – отец ее, Аркадий Геннадиевич Сальков, кадровый офицер царской армии, владел небольшим поместьем в Щигровском уезде.

Невзирая на то, что вслед за Аркадием у Голиковых родились еще три дочери – Наталья, Екатерина и Ольга – Петр Исидорович и Наталья Аркадьевна помогали революционному подполью, по причине чего в 1909 году были вынуждены покинуть Льгов. С 1912 года семья обосновалась в Арзамасе.

В 1914 году Петр Исидорович ушел на фронт, а Аркадий осенью того же года определился в Арзамасское реальное училище, где почти сразу показал свою высокую литературную одаренность.

После Февральской революции 1917 года Голиков-старший был избран сначала комиссаром, потом стал командиром полка, затем комиссаром штаба дивизии. Всю гражданскую войну он провел на фронтах, что в определенной мере способствовало военной карьере сына.

А в Арзамасе в декабре 1918 года Наталья Аркадьевна добилась зачисления Аркадия адъютантом Е. О. Ефимова, командира формировавшегося тогда в городе коммунистического батальона. Предполагалось, что служить он будет на месте, а его довольствие станет неоценимым подспорьем в хозяйстве. Неожиданностью стал перевод Ефимова в Москву на должность командующего войсками по охране железных дорог Республики. Аркадий уехал с ним, став, таким образом, адъютантом командующего. Помимо адъютантской должности великолепно проявивший себя подросток исполнял также должность начальника узла связи всего штаба – отвечал за бесперебойную работу телеграфистов, шифровальщиков, за техническое оснащение.

Однако Аркадий хотел воевать, и по его настоянию в марте 1919 года парнишку направили в Киев, на командные курсы Красной Армии, которые он прошел за шесть месяцев. 20 августа 1919 года Аркадий Голиков был досрочно произведен в командиры. В тот же день его включили в отряд смертников, в знак готовности погибнуть за рабочее дело отправившихся на фронт под похоронный марш.

В первом же бою Аркадий добровольно заменил убитого командира, и после боя его единогласно избрали на эту должность. Было юноше тогда 15 лет и 6 месяцев. Вскоре Голикова направили для дальнейшего обучения в школу «Выстрел», где учеба перемежалась с периодическим участием в боевых действиях. В 1921 году 17-летний выпускник Аркадий Петрович Голиков получил мандат с правом на должность командира полка. Полк ему дали немедленно – 23 резервный в Воронеже, поскольку накануне там арестовали весь командирский состав, намеревавшийся перейти на сторону Антонова.

Вскоре после прибытия к театру военных действий Голиков был направлен М.Н. Тухачевским подавлять крестьянское восстание на Тамбовщине. Служил он в 58-м отдельном полку по борьбе с бандитизмом. Затем участвовал в подавлении бандитизма в Тамьяно-Катайском кантоне в Башкирии и Хакасии. Известно, что, обвиненный в незаконных действиях против мирного населения, он находился под следствием сразу по нескольким делам, но был полностью оправдан, поскольку суд установил, что в боевой обстановке командир действовал оперативно, продуманно и властью не злоупотреблял. Сегодня желтые СМИ полны инсинуаций о злодействах Гайдара в годы Гражданской войны. Все эти россказни – заурядные измышления людей, завидующих мертвым и при этом изображающих из себя правдолюбцев и искателей справедливости.

В 1923 году дали о себе знать последствия контузии прошлых лет. Еще в 1919 году ударной волной от близко разорвавшегося снаряда у Голикова был поврежден головной мозг, и теперь у него стал развиваться травматический невроз. После длительного лечения Аркадию Петровичу пришлось расстаться с мечтой о военной карьере и демобилизоваться по состоянию здоровья. Впоследствии он неоднократно лечился в психиатрических клиниках, что в наши дни стало поводом для бесконечных инсинуаций и глумления над писателем в желтой прессе.

О новом жизненном пути вынужденный отставник раздумывал недолго – решил стать профессиональным писателем. Первый его рассказ «Р.В.С.» был опубликован в 1925 году в Ленинграде. Работать же Аркадий Петрович начал в пермской газете «Звезда». Там 7 ноября 1925 года впервые под именем Аркадий Гайдар был опубликован рассказ о гражданской войне «Угловой дом». Происхождение псевдонима неизвестно, а те версии, которые мы порой встречаем в исследованиях, документального подтверждения не имеют и заведомо страдают надуманностью.

В 1925 году в Перми Аркадий Петрович женился на 17-летней комсомолке Руве-Лии Лазаревне Соломянской. История эта весьма темная, поскольку, по одним источникам, у Соломянской уже был сын Тимур, и Гайдар его усыновил, по другим – мальчик родился через год после свадьбы и является законным ребенком писателя. В любом случае, впоследствии биографию Тимура Гайдара подгоняли под литературного героя, и разбираться, где в ней ложь, а где истина, предстоит будущим исследователям. В 1931 году Соломянская бросила Аркадия Петровича и ушла к другому, разумеется, забрав с собой и Тимура. С этого времени Гайдар с мальчиком практически не виделся.

Писатель плохо переносил одиночество и вновь отправился кочевать по российской глубинке. В конце концов, Аркадий Петрович оказался в Хабаровске, где его в очередной раз положили в психиатрическую больницу. Там и была написана сказка о Мальчише-Кибальчише, которая быстро стала одной из самых любимых в СССР.

С осени 1932 года Аркадий Петрович навсегда обосновался в столице. Его литературная известность росла не по дням, а по часам. На пике славы в 1936 году писатель создал еще одну свою знаменитую сказку «Голубая чашка». Перегнать по популярности «Мальчиша-Кибальчиша» она, конечно, не могла, но вошла в ряд лучших творений отечественных сказочников.

В начале 1938 года Аркадий Петрович снял квартиру в подмосковном Клину и через месяц после этого вступил во второй брак – с Дорой Матвеевной Чернышовой. Тогда же он удочерил пятилетнюю дочь Чернышовой – Евгению. В советское время существование второй семьи Гайдара замалчивалось, поскольку создавался миф о Тимуре – сыне Гайдара. По другой версии, писатель так и не развелся с первой женой и, зарегистрировав брак с Чернышовой, стал двоеженцем*. Как бы там ни было, но последние годы жизни Аркадия Петровича долгое время его биографами сознательно фальсифицировались.

* Версия эта ошибочная. Как сообщил мне уважаемый О. Киселёв, «Хотя Аркадий Гайдар юридически не развелся в ЗАГСе с первой женой и зарегистрировал брак с Чернышовой, юридически он не стал двоеженцем. В те годы фактический брак и фактический развод были в законодательстве приравнены к браку и разводу, зарегистрированном в ЗАГСе. Фактически расставшись с первой женой, Аркадий Гайдар и юридически стал считаться разведенным человеком».

А ведь именно периодически отдыхая в Клину, Гайдар создал целый ряд своих знаменитейших произведений для детей: «Чук и Гек», «Судьба барабанщика», «Дым в лесу», «Комендант снежной крепости» и, конечно же, киносценарии «Тимур и его команда» (по нему затем была написана одноименная повесть) и «Клятва Тимура». В апреле 1941 года писатель, словно подводя итоги собственной жизни, создал сказку «Горячий камень».

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Уже в июле Гайдар ушел в действующую армию корреспондентом газеты «Комсомольская правда». В сентябре того же года его часть попала в окружение в районе Умань – Киев. Писателю повезло – он стал пулеметчиком в партизанском отряде. 26 октября 1941 года Аркадий Петрович Гайдар с группой бойцов в 5 человек наткнулись на фашистскую засаду у села Лепляво близ железной дороги Канев – Золотоноша. Писатель погиб. В 1947 году его останки перезахоронили в городе Каневе. 

© Виктор Еремин


МАЛЬЧИШ-КИБАЛЬЧИШ

В. Железников. История Мальчиша-Кибальчиша. Сценический вариант для школьной самодеятельности.

Н. Давыдова. Смелая сказка. Мальчиш-Кибальчиш. Пьеса в трех действиях для театра кукол.

В. Железников. История Мальчиша-Кибальчиша. Пьеса в двух действиях.

В. Лебедева, А. Кирилловский. Военная Тайна. Героическая сказка в двух действиях для театра кукол.

А. Розанова. Сказка о Военной Тайне, о Мальчише-Кибальчише и его Твердом Слове. Инсценировка.

СУДЬБА БАРАБАНЩИКА

А. Розанова. Судьба барабанщика. Инсценировка.

ТИМУР И ЕГО КОМАНДА

Л. Браусевич. Тимур и его команда. Пьеса для театра кукол.

А. Розанова и А. Елагина. Тимур и его команда. Инсценировка в трех действиях, семи картинах.

Н. Сухоцкая. Клятва Тимура. Инсценировка.

Н. Сухоцкая. Комендант снежной крепости. Инсценировка.

ЧУК И ГЕК

В. Ганшин. Чук и Гек. Инсценировка.

Н. Руденков. Чук и Гек. Инсценировка в двух действиях.

 

 

«Зеленый цвет» – пьесы, которые есть у нас в электронном виде. Их можно будет скачать, кликнув на значок, расположенный рядом с названием пьесы. Пока же идет работа по наполнению портала, вы можете оставить заявку на Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. и получить их по электронной почте.

«Желтый цвет» – пьесы, которые есть у нас в книжных изданиях. Мы готовы перевести их в электронный вид, если вы сможете предложить нам редкую пьесу взамен из нашего списка. Наверняка у вас отыщется что-то интересное. Кроме этого, в данной группе есть несколько пьес, которые мы можем отправить вам, спросив разрешение у автора пьесы. В крайнем случае, вы можете получить текст пьесы в электронном виде, оплатив нам компенсацию расходов на оцифровку, хотя это менее желательно. Средства, полученные от вас пойдут на поиск и приобретение новых пьес. И все-таки для нас предпочтительнее «натуральный обмен» – пьеса за пьесу.

«Красный цвет» – пьесы, которых у нас, к сожалению, нет и которые мы ищем. Если у вас есть эти пьесы, то мы готовы на них обменять те пьесы, которые есть у нас