Скажу сразу, Корней Иванович Чуковский был склонен к фантазированию, а потому в его записях сведения из личной жизни имеют в ряде случаев несколько вариантов. Посему добросовестные биографы вынуждены либо перечислять эти варианты, либо пространно доказывать правильность выбранной ими версии. У меня такой возможности нет, рассказываю наиболее убедительную, с моей точки зрения, историю жизни сказочника.

Екатерина Осиповна Корнейчукова, мать будущего писателя, была женщиной смелой и решительной, что доставило много проблем и ей самой, и ее детям. Юная крестьянка из деревни Гамбурово Херсонской губернии, Екатерина уехала искать счастье в Одессу. «Счастьем» этим оказался сын врача, почетного гражданина Одессы С.М. Левенсона – Эммануил Соломонович Левенсон. Прожили они вместе почти 7 лет, причем Эммануил, поступив в институт в Петербурге, увез любовницу в столицу. Там женщина родила от него дочь Марию, а через 3 года, 19 марта 1882 года, сына Николая. Вскоре после рождения сына Левенсон женился на другой женщине и уехал в Варшаву. Поскольку незаконнорожденным детям отчество было не положено, мать записывала мальчика по-разному. В документах о рождении он значится Николаем Васильевичем Корнейчуковым.

Екатерина Осиповна с детьми вернулась в Одессу. Левенсон изредка присылал ей денежные переводы, но детям мать сызмальства внушала, что у них никогда не было отца. Всю жизнь Чуковский мучался фактом своего незаконного рождения и безотцовщины.

Корнейчукова стирала чужое белье и вышивала, тем содержала семью. Сына женщина отдала во Вторую одесскую прогимназию. Учился он в одном классе с будущим писателем Б.С. Житковым и с будущим отцом сионизма и основателем государства Израиль В.Е. Жаботинским. Последний стал близким другом Николая.

В седьмом классе Корнейчукова исключили из гимназии за ненадлежащее поведение. Это был жестокий удар судьбы. Пришлось подростку подрабатывать: лучше всего у него получалось малярничать. Николай решил окончить гимназию экстерном, для чего купил самоучитель английского языка и со временем смог свободно читать английскую литературу. Аттестат он получил только в 1901 году.

Вообще 1901 год стал знаменательным в жизни молодого человека. Во-первых, он влюбился в Марию Арон-Беровну Гольдфельд (отчество ее писалось и произносилось как Борисовна). Она была дочерью бухгалтера, причем родители девицы были против ее связи с нищим работягой. Во-вторых, Николай, тайком писавший заметки о жизни, прочитал их Жаботинскому, который уже работал тогда в газете «Одесские новости». Приятель отвел Корнейчукова к редактору газеты Израилю Моисеевичу Хейфецу, тому заметки понравились, и он опубликовал отрывок из рукописи – фельетон «К вечно-юному вопросу». В конце фельетона красовался псевдоним – Корней Чуковский. Это была разделенная на части настоящая фамилия автора. Так 27 ноября 1901 года молодой человек стал писателем. Позднее Чуковский произвольно ввел в свой псевдоним отчество Иванович, а после Октябрьской революции оформил себе официальные документы с именем Корней Иванович Чуковский.

В 1903 году «Одесские новости» направили Чуковского собственным корреспондентом в Лондон. Перед отъездом он женился на Марии Гольдфельд. К концу года газета почти обанкротилась и перестала платить. Домой в Одессу удалось отправить только Марию. Корней застрял в Англии. Выручили сотрудники библиотеки Британского музея, которые, узнав, что он русский и сильно нуждается, поручили молодому человеку за ежедневную оплату составить каталог русских книг. 2 июня 1904 года жена сообщила, что у них родился сын Николай. А вскоре газета нашла деньги на вывоз своего корреспондента в Одессу.

В дни революции 1905 года Чуковский перебрался в Петербург, где стал издавать сатирический журнал «Сигнал». После 4-го номера его арестовали за оскорбление царского величества. Выкупила журналиста из тюрьмы под залог жена великого русского писателя А.И. Куприна – Мария Карловна Иорданская. Суд Чуковского оправдал. В последующие 2 года Корней Иванович много работал как литературный критик, что и стало его основной специализацией. Он даже получил прозвище «Пинкертон критики». Анализ общественной жизни Российской империи, проведенный тогда К.И. Чуковским, дословно описывает Россию начала XXI века. Читайте и ужасайтесь.

Осенью 1906 года Чуковский с женой и сыном впервые приехали в поселок Куоккала (ныне Репино) на Финском заливе. Семья сняла там зимнюю дачу, но осталась жить на долгие годы, лишь переезжали из дома в дом. В марте 1907 года родилась дочь Лидия. В 1910 году родился сын Борис. А в 1912 году, взяв деньги в долг, Чуковские купили себе в Куоккале дачу.

Корней Иванович получил возможность много общаться со своими детьми, особенно с Колей. Тогда-то отец и столкнулся с литературой для детей и пришел в ужас: как таковой детской литературы в России не было. Имелись творения нескольких гениев, чьи произведения подходили для детского чтения. Но преобладали писания сюсюкающих подражательных бездарностей, представлявшихся публике детскими писателями. Всемирно признанная Великая советская литература для детей целенаправленно создавалась и организовывалась в первую очередь тремя ее столпами – Корнеем Ивановичем Чуковским, Самуилом Яковлевичем Маршаком и Алексеем Николаевичем Толстым. И появилась она только в XX столетии на базе, заложенной еще в дореволюционные годы.

Поначалу Чуковский начал публиковать критические статьи о детском чтении. Считается, что этими статьями он повернул русскую литературу лицом к ребенку.

В 1911 году издательство «Шиповник» предложило критику составить детский альманах. Так в 1912 году появился альманах «Жар-птица», который массовый читатель, давно приученный к кичу, не стал покупать. В книге была опубликована первая авторская сказка Корнея Чуковского «Собачье царство». Во время работы над альманахом сказочник подружился с художником М.В. Добужинским, сыгравшим впоследствии большую роль в создании Корнеем Ивановичем одной из лучших его сказок.

Когда разразилась Первая мировая война, встал вопрос о призыве Николая Корнейчукова в армию. Писатель жил в ожидании призыва вплоть до февральской революции 1917 года, но, к счастью, пронесло.

В конце 1916 года Корней Иванович опубликовал в журнале «Для детей» стихотворную сказку «Крокодил». И это было начало всеми нами любимого сказочника К.И. Чуковского. Рассказ писателя о роли его сына Коли в появлении «Крокодила» у биографов вызывает глубокие сомнения.

В сентябре 1917 года, накануне Октябрьской революции, Чуковские успели переехать из Финляндии в Петербург. После революции критик получил постоянную работу только осенью 1918 года. Но какую! Его пригласили в молодое издательство «Всемирная литература» – заведовать англо-американской секцией. Одновременно Корней Иванович стал ведущим специалистом по творчеству Н.А. Некрасова.

В феврале 1920 года у Чуковских родилась вторая дочка – Мария (Мурочка). Именно ее Корней Иванович называл вдохновительницей его лучших произведений. И действительно, уже в 1923 году сказочник опубликовал «Тараканище» и «Мойдодыра». Кстати, сегодня литературоведы четко опровергли сплетню, будто в «Тараканище» Чуковский изобразил И.В. Сталина. Предполагают, что в обеих сказках обличается мания величия Л.Д. Троцкого.

Осенью 1924 года Чуковский и Добужинский прогуливались по Бармалеевой улице. Писатель спросил у художника:

— Кто такой Бармалей?

Оказалось, что был такой разбойник. И Добужинский посоветовал сочинить о нем сказку. Так Чуковский и поступил. Сказка «Бармалей» была опубликована в конце 1924 года. Поскольку ей нужен был положительный герой, писатель вспомнил недавно прочитанные им книги Лофтинга и ввел в сказку доктора Ойболита. Позднее имя доктора он изменил. Сказка «Айболит» была опубликована Чуковским в 1929 году. А в 1936 году он издал книжку «Доктор Айболит» – пересказ книги Лофтинга. Первые два произведения к третьей книге отношения не имеют.

Однако дела обстояли не так уж и гладко. Первой ласточкой стала только-только написанная сказочником «Муха-Цокотуха» – в 1925 году ее запретили к печати, поскольку заподозрили в героине сказки скрытую принцессу! Вкупе с «Мухой» запретили «Крокодила». Впрочем, Корней Иванович не отчаивался. В том же году он создал «Телефон» и «Федорино горе». В 1926 году появилось «Краденое солнце», далее последовали «Путаница», «Чудо-дерево» и другие. И тогда же критика объявила все сказки Чуковского бессодержательными и имеющими двойное дно. Глава советских педагогов Н.К. Крупская потребовала их запрещения, став злейшим властным врагом сказочника.

Вдобавок в июле 1926 году была арестована Лидия Чуковская. Она и в самом деле связалась с какой-то молодежной подпольной организацией. После хлопот отца девушку отпустили на поруки и сослали в Саратов.

В 1927 году были запрещены как непонятные детям «Бармалей» и «Айболит».

Наконец Н.К. Крупская выступила с большой статьей в газете «Правда» – «О «Крокодиле» Чуковского». Она обвинила сказочника в мещанской пошлости, ненависти к творчеству Некрасова и в буржуазной идейности. Статья означала изгнание Чуковского из литературы. Казалось, все кончено.

Но через месяц Крупской ответил из Сорренто А.М. Горький. Поскольку его письмо в защиту Чуковского было опубликовано в той же «Правде», ясно, что оно было одобрено И.В. Сталиным, на дух не переносившим «дуру» Крупскую. Великий писатель со ссылками на В.И. Ленина построчно разобрал писанину жены вождя и на фактах продемонстрировал ее дурость. Горького поддержали в прессе такие могучие в те времена личности, как Алексей Толстой, Вячеслав Шишков, Юрий Тынянов, академик Евгений Тарле и др. Крупской от этих интеллигентских писаний не было ни жарко, ни холодно.

Да и сказочнику от них легче не стало. Защитников его объявили «группой Чуковского», и возникла угроза их преследования. Несколько лет «группа Крупской» травила «группу Чуковского» в прессе и на различных собраниях и заседаниях, запрещая книги сказочника. Слово «чуковщина» стало синонимом «мещанской пошлости».

В декабре 1929 года, уже после того, как поступила в продажу только-только опубликованная книжка «Айболит», в «Литературной газете» появилось письмо Корнея Ивановича с отречением от сказок и обещанием создать сборник «Весёлая колхозия». Обещание он не сдержал, сборник не издал, сказки продолжил сочинять.

В ноябре 1931 года умерла от туберкулеза дочь писателя Мария (Мурочка). Случилось это в санатории в Алупке (Большая Ялта). Девочка заболела накануне отречения отца от сказок.

Травля Корнея Ивановича прекратилась сама собой в 1933 году. Опубликовали книгу «От двух до пяти», она сделала писателя кумиром всех родителей страны Советов… О том, каким вышел из битвы с "группой Крупской" Чуковский, четко и полно сказал К.Г. Паустовский: «…тошнит от газетных фотографий сладчайшего и хитрейшего Чуковского, обнимающего прелестных деточек». Другие свидетели говорили о «лукавстве, граничащем с коварством», о «разящей иронии» сказочника, о том, что «из уст его потечет мед. Вот какая это ужаснейшая личность». Самое печальное, что современники замечали эти свойства в Чуковском всегда, но с 1930-х годов они стали в нем преобладающими.

В годы Великой Отечественной войны писатель получил новый тяжелейший удар. В октябре 1941 года погиб возле деревни Уваровка под Можайском возвращавшийся из разведки Борис Чуковский. Сын Николай воевал в Ленинграде, прошел всю блокаду. Сам Корней Иванович с женой были эвакуированы в Ташкент. Там писатель создал в 1942 году «Одолеем Бармалея!»

Сразу после войны началась публикация последней сказки Чуковского – «Приключения Бибигона». Она выходила частями в журнале «Мурзилка» за 1945-46 годы. К сожалению, произведение попало под кампанию, связанную со знаменитым постановлением ЦК ВКП (б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград», отчего публикация его была прервана на середине. С полным «Бибигоном» читатели смогли познакомиться только в 1963 году.

21 февраля 1955 года скончалась Мария Борисовна Чуковская. Подвело сердце.

Последние годы жизни сказочник провел в великом почете на даче в подмосковном поселке Переделкино. Корней Иванович Чуковский умер от вирусного гепатита 28 октября 1969 года. Похоронили его на кладбище в Переделкино.  

© Виктор Еремин


МУХА-ЦОКОТУХА

Ю. Дунаев. Муха-Цокотуха. Пьеса для театра.

Л. Кожевников. Муха-Цокотуха. Пьеса для театра кукол.

В. Романов. Муха-Цокотуха. Пьеса-игра.

И. Тарасевич. Муха-Цокотуха. Пьеса для детей в двух действиях.  

В. Трофимова. Муха-Цокотуха. Спектакль-игра.

ДРУГИЕ СКАЗКИ

О. Гущин. Путешествие в Чукоккалу. Представление театра кукол в двух действиях.

А. Оводков. Доктор Айболит. Пьеса.

И. Цунский. В ожидании Бибигона. Клоунское представление. 

«Зеленый цвет» – пьесы, которые есть у нас в электронном виде. Их можно будет скачать, кликнув на значок, расположенный рядом с названием пьесы. Пока же идет работа по наполнению портала, вы можете оставить заявку на Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. и получить их по электронной почте.

«Желтый цвет» – пьесы, которые есть у нас в книжных изданиях. Мы готовы перевести их в электронный вид, если вы сможете предложить нам редкую пьесу взамен из нашего списка. Наверняка у вас отыщется что-то интересное. Кроме этого, в данной группе есть несколько пьес, которые мы можем отправить вам, спросив разрешение у автора пьесы. В крайнем случае, вы можете получить текст пьесы в электронном виде, оплатив нам компенсацию расходов на оцифровку, хотя это менее желательно. Средства, полученные от вас пойдут на поиск и приобретение новых пьес. И все-таки для нас предпочтительнее «натуральный обмен» – пьеса за пьесу.

«Красный цвет» – пьесы, которых у нас, к сожалению, нет и которые мы ищем. Если у вас есть эти пьесы, то мы готовы на них обменять те пьесы, которые есть у нас