Оскар Уайльд оказал огромное влияние на европейскую культуру конца XIX века. Существенную роль сыграл он и в истории сказки. Подражателей у Уайльда было много повсеместно, не обошла эта мода и Россию. Уайльдизм, если можно так сказать, его модернизм и эстетизм, преимущественно плаксивый и до тошноты слащавый, пресекла Первая мировая война. А Октябрьская революция и последовавшая затем Гражданская война в России, развязанная свергнувшей царский режим военной буржуазной верхушкой, подвела черту под этим болезненным явлением. Осталась только вечная интеллигентская ностальгия по уайльдовским сказкам.

Оскар Фингал О’Флаэрти Уиллс Уайльд родился 6 октября 1854 года в Дублине. Отец его, сэр Уильям Уайльд, был выдающимся врачом-офтальмологом, придворным хирургом. Мировое медицинское сообщество по сей день чтит память этого выдающегося ученого и практика медицины. Мать Оскара, леди Джейн Франчески Уайльд, была женщиной истеричной и склонной к эпатажу; она сочиняла стишки и пропагандировала ирландский национализм.

Мать собрала у себя в особняке литературный салон, и маленький Оскар стал его непременным атрибутом.

Первую половину жизни Уайльду повсюду сопутствовал неизменный успех. В 1874 году он поступил в колледж Мадлены Оксфордского университета, где его талант признали сразу и все. Молодой человек изучал искусство. В те годы в Оксфорде господствовали идеи знаменитого теоретика Джона Рёскина – культ эффектного, нарочито «непрактичного», а в литературе – изысканность речевых интонаций. Этот стиль получил название эстетизм. Проповедником и вождем эстетизма стал Оскар Уайльд.

К студенческим годам относятся его первые литературные опыты. В 1881 году молодой человек издал свой первый сборник «Стихотворения».

В конце этого же года Уайльда пригласили в США – прочитать несколько лекций по истории английской литературы. По ходу подготовки лекций он сформулировал основные положения эстетической программы декаданса, так называлось кризисное состояние европейской культуры накануне Первой мировой войны. В частности, декаданс характеризуется настроениями полной безнадежности и неприятия жизни, культом красоты как высшей ценности, аморальностью. Уайльд заявил, что законы искусства не совпадают с законами морали, и провозгласил право художника на свободу самовыражения в любых формах. Короче, человеческое общество начала XXI века целиком и полностью живет согласно декадентской программе Оскара Уайльда.

По возвращении из США Уайльд женился на ирландке Констанс Ллойд. У них родились два сына-погодка – Вивиан и Сирил.

Оскар редактировал журнал «Женский мир» и писал эссе, которые публиковал в сборнике «Замыслы». В течение 1880-х годов он издал два тома сказок – «Счастливый принц» и «Гранатовый домик», которые сразу же приобрели широкую популярность по всей Европе. Особым успехом пользовался рассказ-сказка «Кентервильское привидение».

Все в семье Уайльдов складывалось хорошо, пока Констанс не родила второго ребенка. Оскар шел по стопам своего кумира Джона Рёскина. Последний требовал, чтобы женщины полностью соответствовали канонам античной скульптуры. Когда Рёскин в первую брачную ночь увидел на теле своей молодой супруги волосы, его стошнило, и на утро эстет потребовал развода. Уайльда возмутил тот факт, что после родов супруга позволила себе быть толстой! Констанс стала ему отвратительна.

В конце концов, поиск эстетики тела привел писателя в объятия юношей. Поначалу писатель ловко скрывал свои пристрастия и жил двойной жизнью. В 1891 году он издал прославленный роман «Портрет Дориана Грея». На этот же период приходится расцвет Уайльда-драматурга.

Только в середине 1890-х годов была разоблачена связь писателя с целой дюжиной молодых людей во главе с юным лордом Альфредом Дугласом. Отец Альфреда обвинил Уайльда в содомитстве, Альфред же выступил главным свидетелем обвинения. В 1895 году состоялся суд, Оскара Уайльда признали содомитом и приговорили к 2 годам каторжных работ. Отбывал он срок в Редингской тюрьме, где создал выдающееся поэтическое творение «Баллада Редингской тюрьмы». Семья от Уайльда отреклась.

После освобождения писатель оказался изгоем в британском обществе и был вынужден эмигрировать во Францию под именем Себастьян Мельмот. Там он вел нищенское существование на окраинах Парижа.

Оскар Уайльд умер 30 ноября 1900 года на руках одного из своих любовников. Он успел исповедаться и получить отпущение грехов от католического священника. Похоронили писателя на кладбище Пер-Лашез. 

© Виктор Еремин


ЗВЕЗДНЫЙ МАЛЬЧИК

М. Садовский. Звездный мальчик. Пьеса в трёх действиях.

Е. Ординарцева-Тарасенко. Звездный мальчик. Пьеса.

Л. Разумовская, А. Образцов. Звездный мальчик. Пьеса-сказка.

Н. и Ю. Давыдовы. Звездный мальчик. Пьеса-сказка.

В. Мейерхольд. Алинур. Пьеса.

В. Швембергер. Бери-Баар. Пьеса в двух действиях.

КЕНТЕРВИЛЬСКОЕ ПРИВИДЕНИЕ

В. Вербин. Здравствуйте, я – ваш призрак! Музыкальная комедия в двух действиях с прологом и эпилогом.

И. Цунский.  Кентервильское привидение. Сценическая фантазия.

ПОРТРЕТ ДОРИАНА ГРЕЯ

О. Погодина-Кузмина. Портрет Дориана Грея. Драма в трех действиях.

РЫБАК И ЕГО ДУША

А. Иванов. Легенда о любви. Пьеса в двух действиях.

Э. Сибгатуллина. Морская сказка. Пьеса.

ДРУГИЕ СЮЖЕТЫ СКАЗОК

Е. Васильева. Молодой король. Сказка в трех картинах с прологом и эпилогом.

А. Танхасаева. Преданный друг. Инсценировка. 

«Зеленый цвет» – пьесы, которые есть у нас в электронном виде. Их можно будет скачать, кликнув на значок, расположенный рядом с названием пьесы. Пока же идет работа по наполнению портала, вы можете оставить заявку на Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. и получить их по электронной почте.

«Желтый цвет» – пьесы, которые есть у нас в книжных изданиях. Мы готовы перевести их в электронный вид, если вы сможете предложить нам редкую пьесу взамен из нашего списка. Наверняка у вас отыщется что-то интересное. Кроме этого, в данной группе есть несколько пьес, которые мы можем отправить вам, спросив разрешение у автора пьесы. В крайнем случае, вы можете получить текст пьесы в электронном виде, оплатив нам компенсацию расходов на оцифровку, хотя это менее желательно. Средства, полученные от вас пойдут на поиск и приобретение новых пьес. И все-таки для нас предпочтительнее «натуральный обмен» – пьеса за пьесу.

«Красный цвет» – пьесы, которых у нас, к сожалению, нет и которые мы ищем. Если у вас есть эти пьесы, то мы готовы на них обменять те пьесы, которые есть у нас