Клайв Стейплз Льюис родился 29 ноября 1898 года в Белфасте, центральном городе Северной Ирландии. Отец его, Альберт Джеймс Льюис, был юристом. Мать, урожденная Флора Августа Хэмилтон, окончила Королевский колледж Белфаста и имела диплом учителя математики. У мальчика был еще старший брат Уоррен. Братья были очень дружны, и эти отношения они сохранили на всю жизнь.

Жили Льюисы в пригороде Белфаста – Стрэндтауне. В 1907 году родители отправили Уоррена в Англию, в подготовительную школу Уиньярд. А через год умерла от скоротечного рака Флора Льюис. Отец решил, что братьям будет легче вместе перенести свалившееся на них горе, и отослал Клайва в ту же школу. Позднее, в 1911 году, он перевел сыновей в школу Шербур в Малверне. В Шербуре преподавал профессор Киркпатрик, оказавший на Клайва огромное влияние. В частности, профессор-атеист убедил юношу в том, что Бога нет.

Клайв с блеском окончил школу в 1916 году и даже выиграл стипендию в Юнивесити-колледж Оксфорда. Учился он в университете с конца апреля по сентябрь 1917 года, после чего в чине второго лейтенанта ушел на войну. Льюиса направили во Францию, где он почти сразу подцепил сыпной тиф от окопных вшей. Молодой организм оказался весьма крепким, Льюис быстро встал на ноги и продолжил воевать. В апреле 1918 года он был ранен осколком снаряда, выпущенного своими же, вновь отлежался в госпитале и отправился на фронт. Демобилизовался Льюис в декабре 1919 года.

В окопах Первой мировой Клайв встретил своего друга детства Патрика Мура. Друзья дали клятву, что если кто-то из них погибнет, то другой станет помогать семье товарища. Патрик погиб, и Льюис взялся помогать его матери миссис Джейн Мур и сестре Морин. Как он сам говорил, эти обязательства вынудили его вернуться на студенческую скамью.

Отец Клайва был уверен, что сын сожительствует с женщиной, на 26 лет старше его, да еще и замужней – отец Мура был жив и дееспособен, просто супруга не желала с ним общаться. В 1920 году Джейн Мур переехала в Оксфорд и сняла там дом. С июня 1921 года Клайв Льюис и Муры жили одной семьей.

После смерти в 1929 году Альберта Льюиса, сыновья его получили наследство, совместно купили дом в Оксфорде, и в 1932 году уволившийся из армии майор Уоррен Льюис присоединился к этому странному семейству. Как утверждают биографы, миссис Мур видела в Клайве и Уоррене своих сыновей, а они всюду представляли ее как свою мать. В 1944 году у миссис Мур случился инсульт, женщину парализовало. Больную поместили в платную клинику, и 7 лет Клайв ежедневно навещал несчастную до дня ее смерти в 1951 году.

Еще будучи офицером молодой человек издал в 1919 году свою первую книгу – сборник стихов «Угнетенный дух». Подписана она была псевдонимом Клайв Гамильтон. Под этим же именем в 1926 году вышел второй его поэтический сборник «Даймер». За прошедшие 6 лет Льюис успел стать бакалавром, а затем магистром наук. Поначалу он преподавал философию в Юнивесити-колледже, а в мае 1925 года был избран преподавателем по кафедре английского языка и литературы в колледже Магдалены в Оксфорде. Там писатель проработал до 1954 года.

Когда в 1925 году профессор Толкин учредил и возглавил «Общество колбитеров» («углеедов»), Льюис вступил в него. Вскоре они с Толкином стали друзьями, профессор как бы взял шефство над своим товарищем. Вместе они вошли и в созданное в 1930 году «Общество инклингов» («чернильников»), которое оказало огромное влияние на творчество друзей.

В 1931 году Льюис под влиянием Толкина вернулся к Богу. Отныне его вера стала столь крепкой, а новообращенный преисполнился такого энтузиазма, что со временем он стал одним из самых выдающихся светских проповедников англиканской церкви. В годы Второй мировой войны Льюиса даже пригласили вести религиозную программу на Би-Би-Си. Заслуженной славой пользовались его духовные книги.

Поразительно, но вера не помешала писателю увлечься фантастикой. В 1938 году появилась на свет первая книга его космической трилогии – «За пределы безмолвной планеты». Ее продолжения были изданы в 1943 году – «Переландра» и в 1945 – «Мерзейшая мощь».

Дружба с Толкином, чтение рукописей его «Хоббита» и «Властелина колец» натолкнули Клайва Льюиса на идею сочинить сказку для детей, в которой популяризировались бы идеи Евангелия и христианской веры. Писатель взялся за работу сразу после войны, весь цикл под названием «Хроники Нарнии» был опубликован в течение 1950–1956 годов. Каждый год выходил очередной том. Цикл сразу принес Льюису мировую славу и, собранный в книгу, стал одним из самых издаваемых в мире произведений – общий тираж «Хроник» давно перевалил за 100 млн экземпляров.

В 1952 году Льюис получил письмо от американской писательницы Джой Грэшем. Дочь евреев – эмигрантов из Украины, она желала принять христианство и обратилась за советом к Льюису как к богослову. Женщина была замужем, имела двоих сыновей. Завязалась переписка. Под конец профессор пригласил новую знакомую погостить в Оксфорде. Встреча состоялась, и Джой влюбилась в своего нового друга.

Далее события развивались стремительно. Женщина порвала со своим мужем, забрала сыновей и обосновалась в Оксфорде. Когда в 1956 году Льюиса пригласили в Кембридж, где он возглавил кафедру английского языка и литературы опять же в колледже Магдалены, Грэшемы остались в Оксфорде, а писатель приезжал к ним на выходные.

Толкин, озабоченный судьбой друга, сразу увидел в Джой «охотницу за мужьями». К тому же американка только-только развелась с мужем, что для католиков считается страшным грехом. Толкин уговаривал друга не связывать свою жизнь с этой грешницей. Льюис и не собирался жениться. Но неожиданно британские власти отказались продлевать миссис Грэшем вид на жительство. Тогда Льюис срочно и тайно от друга расписался с ней в мэрии. Толкин негодовал, однако великовозрастный Клайв уверил его, что это брак духовный – в одну постель с Джой он никогда не ляжет!

В июне того же года врачи обнаружили у миссис Грэшем рак костей. Ожидая ее скорой кончины и желая усыновить ее детей, Льюис поспешил обвенчаться с возлюбленной по церковному обряду прямо в больничной палате. А потом свершилось чудо – Джой быстро пошла на поправку.

После выписки матери семейства из больницы все перебрались в имение Килнз в пригороде Оксфорда. Ранее оно принадлежало миссис Мур и было завещано ею братьям Льюис. После переезда Клайва в Кембридж там постоянно жил Уоррен. Джой умерла только 13 июля 1960 года. Сыновья ее стали единственными наследниками братьев Льюисов, в том числе и авторских прав на произведения Клайва.

В начале 1963 года у писателя случился инфаркт, затем возникли проблемы с почками. Он был вынужден уйти на пенсию, хотя и остался почетным профессором. Клайв Стейплз Льюис умер от заражения крови 22 ноября 1963 года. Потрясенного Уоррена тогда же поразил инсульт, и его парализовало.

Хоронили писателя приемные сыновья Дэвид и Дуглас Грэшем и Морин Мур, которая всю жизнь считала Льюисов своими братьями. В день кончины Клайва был убит президент Кеннеди, так что смерть творца «Хроник Нарнии» оказалась почти незамеченной. Погребение состоялось во дворе церкви святой Троицы в Хэдингтон Куэрри (Оксфорд). 

© Виктор Еремин


ХРОНИКИ НАРНИИ

Ю. Витковская. Лев, колдунья и плятяной шкаф. Инсценировка. 

 

«Зеленый цвет» – пьесы, которые есть у нас в электронном виде. Их можно будет скачать, кликнув на значок, расположенный рядом с названием пьесы. Пока же идет работа по наполнению портала, вы можете оставить заявку на Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. и получить их по электронной почте.

«Желтый цвет» – пьесы, которые есть у нас в книжных изданиях. Мы готовы перевести их в электронный вид, если вы сможете предложить нам редкую пьесу взамен из нашего списка. Наверняка у вас отыщется что-то интересное. Кроме этого, в данной группе есть несколько пьес, которые мы можем отправить вам, спросив разрешение у автора пьесы. В крайнем случае, вы можете получить текст пьесы в электронном виде, оплатив нам компенсацию расходов на оцифровку, хотя это менее желательно. Средства, полученные от вас пойдут на поиск и приобретение новых пьес. И все-таки для нас предпочтительнее «натуральный обмен» – пьеса за пьесу.

«Красный цвет» – пьесы, которых у нас, к сожалению, нет и которые мы ищем. Если у вас есть эти пьесы, то мы готовы на них обменять те пьесы, которые есть у нас