Воистину жизнь играет человеком. Так вышло, что летом 2012 года мне довелось оказаться в кулуарах одного уважаемого московского издательства и услышать там беседу двух ярых патриотов-сочинителей о жидомасоне Алексее Толстом, переделавшим гениальную сказку Коллоди в большевицкую дребедень о жидомасоне Буратино, которая развращает православных детей русского народа. В тот же день был я в другом уважаемом московском издательстве, где ненароком стал свидетелем беседы двух ультралиберальных общечеловеков-сочинителей о «краснопузом» графе Алексее Толстом, который передрал гениальную сказку Коллоди, подсунув детишкам из культурных семей большевицкий бред о садисте и сталинисте Буратино. Короче, не подходит Алексей Николаевич ни для одного политического лагеря в современной России, а вне политики видеть его мало кто желает. Не желают «борцы» за светлое будущее россиян признавать Толстого гениальным русским писателем, который осознал значение своего творчества для народа и остался с народом в самые его лихие годины. Ведь в XX столетии мало кто из писателей сделал для своего Отечества столько добрых мудрых дел, как сотворил их Алексей Николаевич. А то, что за дела эти добрые он получал достойное вознаграждение, так это счастье, что такие редкие везунчики на нашей земле были, честь им и хвала. Лучше порадуемся за великого писателя. Бесспорно, Толстой прежде всего гениальный романист, автор «Хождений по мукам» и «Петра I». Но и для детской литературы он сделал столько великих дел, что по праву носит имя первого Общерусского сказочника.

Алексей Николаевич Толстой родился 10 января 1883 года в городе Николаевске Самарской губернии (ныне город Пугачев Саратовской области). Отец его, граф Николай Александрович Толстой, был отдаленным родственником Алексея Константиновича и Льва Николаевича Толстых. Ранее он служил офицером лейб-гвардии гусарского полка, потом стал уважаемым и очень богатым помещиком Самарской губернии.

Мать будущего писателя, урожденная Александра Леонтьевна Тургенева*, была женщиной с характером. Она вышла замуж за Толстого не по любви, а скорее из интереса: по молодости полагала себя способной перевоспитать аристократа-самодура в либерала-благотворителя. Не вышло. Александра родила троих детей – дочь и двух младших сыновей, после чего познакомилась с соседом по усадьбе чиновником николаевской земской управы Алексеем Аполлоновичем Бостромом и влюбилась в него. Граф Толстой узнал о неверности супруги и стал закатывать ей частые скандалы. Однажды, до крайности распалившись, он выстрелил в Александру Леонтьевну из пистолета, но промахнулся. После этого женщина бежала к любовнику. Родные дружно устроили «блуднице» обструкцию. Бедняжка сдалась и вернулась к мужу. Граф срочно увез семью в Петербург.

* Великий русский писатель И.С. Тургенев был однофамильцем семейства; он дружил с двоюродным дедом Александры Леонтьевны – декабристом и первым в истории русским политическим эмигрантом Н.И. Тургеневым.

В мае 1882 года, будучи не в силах жить без любимого, беременная Александра Леонтьевна бежала к Бострому, теперь уже навсегда. Беременность она от мужа скрыла. В августе того же года Толстой на глазах неверной жены стрелял в соперника из пистолета и легко его ранил. По свежим следам пресса объявила Александру Леонтьевну «провинциальной Анной Карениной», Толстого судили и оправдали. Через полгода церковь расторгла их брак, но с оговоркой «Александру Леонтьевну, графиню Толстую, урожденную Тургеневу… оставить во всегдашнем безбрачии». Женщине пришлось отказаться от старших детей (она часто ездила к Толстым, но могла лишь наблюдать за детьми из-за кустов).

Вот в таких условиях родился Алеша. Мать записала его сыном графа Толстого, но сам мальчик был уверен, что его отец – Алексей Аполлонович. В октябре 1883 года семья переехала в принадлежавший Бострому степной хутор Сосновка в 90 верстах от Самары. Все годы на хуторе Александра Леонтьевна жила в страхе, что у нее отнимут Алешу. Впоследствии стало известно, что отец действительно имел такие намерения, но не осуществил их, поскольку женился во второй раз.

Александра Леонтьевна была писательницей, автором 10 книг. Отметилась в литературе для детей под псевдонимом Александра Бостром. Мать привила младшему сыну интерес к литературному творчеству. Способствовал этому и домашний учитель Алеши – Аркадий Иванович. Чем впоследствии мог гордиться писатель Толстой – так это небывало красивым, разнообразным, ярким и точным словом. Даже среди великих русских писателей подобное редко встретишь.

В 14 лет Алексей должен был получить метрику. Только тогда мать рассказала ему правду. Всю дальнейшую жизнь Алексей Николаевич называл отцом Бострома и на Александру Леонтьевну не обижался, но подписывался только своей законной фамилией – Толстой.

В 1897 году Алексей поступил в Сызранское реальное училище (в Самаре он провалил экзамены из-за хуторской стеснительности, и его отвезли в провинциальную глубинку). Через год подросток перевелся в Самарское реальное училище. Там от него потребовали официальное подтверждение графского достоинства. Четыре года в отместку Александре Леонтьевне отец отказывал сыну в праве быть Толстым. Только после смерти Николая Александровича его вдова (вторая жена) подтвердила права Алексея на дворянство и графский титул и выделила ему наследство в 30 тыс. рублей золотом. Случилось это в первой половине 1901 года, после чего Алексей поступил на механическое отделение Петербургского технологического института.

В Самаре на репетиции любительского спектакля Алексей влюбился в дочь городского врача Юлию Рожанскую. Она приехала в столицу одновременно с Толстым и поступила на медицинские курсы. В 1902 году молодые люди поженились, а в январе 1903 года у них родился сын Юрий. Ребенка отдали на воспитание родителям, а сами рассорились. В 1906 году Толстой бросил институт и уехал в Германию, где в Дрездене поступил на механическое отделение Королевской Саксонской высшей технической школы. В том же году умерла Александра Леонтьевна.

В Дрездене Алексей познакомился с замужней студенткой Софьей Исааковной Дымшиц. Начался роман, и по возвращении в Петербург неразведенные влюбленные сошлись. Поселились они на даче в финском местечке Лутахенде. Там Толстой познакомился с К.И. Чуковским, под влиянием которого принял окончательное решение стать писателем.

Однако надо было получать высшее образование, и Алексей вернулся в технологический институт. В 1907 году накануне получения диплома молодой человек вновь бросил институт, теперь уже окончательно. Примерно в те дни вышел первый поэтический сборник Толстого – «Лирика». А первое прозаическое произведение великого романиста – рассказ «Старая башня» – появился в журнале «Нива» за 1908 год. Тогда же писателя известили, что в Самаре умер от менингита его сын Юра.

В поисках своей темы Алексей Николаевич попробовал себя в жанре сказки. Первый сборник Толстого «Сорочьи сказки» увидел свет в 1910 году и принес писателю всероссийскую известность. В книгу вошло 41 авторское произведение. С этого времени сказка стала излюбленным жанром Толстого, к которому он возвращался всю жизнь.

Главной дореволюционной темой писателя был мир разоряющегося дворянства. Именно по таким рассказам одним из первых и навсегда признал Толстого великим писателем А.М. Горький.

Алексей Николаевич был необычайно плодовит. Он безостановочно публиковался сразу в 16 изданиях. Не все произведения его были равноценными, но сам писатель считал предвоенные годы временем ученичества.

Все в том же 1910 году состоялся развод Алексея с Юлией Рожанской. А в мае 1911 года у Толстого и Дымшиц родилась дочь Марианна (Марьяна). Пожениться любовники не могли – муж Софьи отказал ей в разводе.

В 1914 году началась Первая мировая война. Толстой не подлежал призыву, так как у него был поврежден лучевой нерв. Писатель стал военным корреспондентом «Русских ведомостей». В первые дни войны Алексей и Софья разошлись, оставшись друзьями. С дочерью Марианной писатель никогда не терял связь, она была одной из наследниц его творчества.

Буквально через несколько дней после разрыва отношений с любовницей, выехав на фронт, Толстой встретил там подругу Дымшиц – Наталью Васильевну Крандиевскую. Женщина работала сестрой милосердия в лазарете. Она была замужем и имела 4-летнего сына. И вновь начался любовный роман.

В январе 1917 года у писателя родился сын Никита, после чего, воспользовавшись потрясениями и свободами Февральской революции, Толстой и Крандиевская поженились.

Октябрьскую революцию писатель не принял. В 1919 году Толстые эмигрировали во Францию. В Париже Алексей Николаевич много писал, но его никто не издавал. Крандиевская оказалась хорошей портнихой и содержала всю семью. Из Парижа Толстые перебрались в Берлин, где было много русскоязычных издательств, и там вскоре родился второй сын – Дмитрий. В Берлине Алексей Николаевич впервые попробовал силы в переработке чужих сюжетов в новые произведения русской литературы: по сюжетам цикла Э.Р. Берроуза «Принцесса Марса» Толстой написал фантастическую повесть «Аэлита».

В 1922 году Алексей Николаевич опубликовал в прессе «Открытое письмо Н.В. Чайковскому», в котором призвал эмиграцию признать Советскую власть единственной властью, возможной тогда в России. Русская эмиграция немедля разорвала с Толстыми какие-либо отношения. Летом 1923 года на пароходе «Шлезиен» Толстые вернулись на Родину.

Первой изданной в 1923 году книгой писателя стал «Приворот» – переработанные «Сорочьи сказки». Автор разбил книгу на две самостоятельные части – «Русалочьи сказки» и собственно «Сорочьи сказки».

Сразу по возвращении писатель создал: повесть «Похождения Невзорова, или Ибикус», рассказ «Гадюка», пьесы «Заговор императрицы» и «Азеф»; доработал «Аэлиту». Чуть позже был написан научно-фантастический роман «Гиперболоид инженера Гарина», который сделал Толстого необычайно популярным в Советской России. Все книги были немедля изданы, а гонорары оказались столь высокими, что Алексей Николаевич впервые в жизни (не считая недолгих лет, когда не было еще растрачено папашино наследство) стал обеспеченным человеком.

Издавна Толстого влекла история. Первый свой рассказ в историческом жанре «День Петра» писатель создал еще в 1917 году. Главные творения Алексея Николаевича – исторические. Трилогия «Хождение по мукам»: «Сестры» (1922, новая редакция вышла в 1925 г.); «Восемнадцатый год» (1927–28); «Хмурое утро» (1940–41). Неоконченная трилогия «Петр I»: книга 1 (1929–30); книга 2 (1933–1934); книга 3, неоконченная (1944–45).

С мая 1928 года Толстой поселился в Детском Селе под Ленинградом. Там он стал вести тот роскошный образ жизни, который вызывает бешеное негодование у его нынешних «обличителей».

В декабре 1934 года у Алексея Николаевича за 3 дня случились 2 инфаркта миокарда. Врачи едва спасли писателя. Оправившись, Толстой воскликнул, что человека должен спасать юмор – и начал сочинять книгу «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Это вовсе не пересказ книги Карло Коллоди, но полностью авторское произведение по мотивам книги итальянца. А основное отличие «Золотого ключика» в том, что главными героями сказки стали персонажи комедии дель арте (комедии масок): второй слуга Дзанни (его еще называют Арлекин или Бураттин), Коломбина (она же девочка с голубыми волосами Мальвина), первый слуга Дзанни (Педролино или Пьеро). Этот шедевр мировой сказочной литературы навсегда стал одним из любимейших произведений наших детей. Автор отказался от назидательного мотива, а создал веселое бодрое произведение.

Любопытнейший факт, пока не нашедший достойного объяснения в отечественном литературоведении. В течение буквально нескольких лет в СССР были созданы блистательные произведения для детей, представляющие собой либо переработку зарубежных произведений на русской основе, либо близкие к ним по сюжету: «Айболит» (1929) и «Доктор Айболит» (1936) К.И. Чуковского; «Приключения Буратино» (1935) А.Н. Толстого; «Волшебник Изумрудного города» (1936) А.М. Волкова; «Сказка о трех поросятах» (1936) С.В. Михалкова, «Старик Хоттабыч» (1939) Л.И. Лагина.

С каждым годом Алексей Николаевич испытывал все более тяжелое чувство разочарования, ему казалось, что семье он нужен только как неисчерпаемый кошелек. Эти переживания стали существенной причиной инфарктов. В 1935 году после 20 лет совместной жизни супруги Толстые развелись. Вскоре писатель женился на друге семьи Людмиле Ильиничне Крестинской (Баршевой).

Предположительно в 1930-е годы у Толстого окончательно созрел замысел «создать наиболее полное собрание или, как говорил писатель, свод русских народных сказок для широких читателей и в первую очередь для читателей-детей…» (А. Нечаев). Алексей Николаевич во многом осуществил этот замысел, почему сегодня по праву именуется первым и единственным Общерусским сказочником. Для понимания смысла такого почитания приведу его собственные пояснения. Уж извините за большой фрагмент цитирования – для данной книги он чрезвычайно важен.

«Много было попыток переделывать русские народные сказки. Дело в том, что записывались они на протяжении ста лет – записываются и до сих пор – от разных сказителей. Каждый сказитель рассказывает сказку по-своему: один – кратко, другой – пространно, с подробностями; у одного бывает хорошо начало, у другого хорош конец, у третьего – середина; один сказитель знаменит балагурством, словечками, другой – интересными подробностями рассказа; есть сказители – творцы, истинные поэты, а есть и малодаровитые – простые пересказчики.

Поэтому при составлении сборника сказок для широкого читателя всегда возникала необходимость выбирать из многих вариантов сказок один, наиболее интересный. Но выбрать просто – нельзя, потому что в каждом из вариантов есть что-нибудь ценное, что жалко упустить. Составители таких сборников обычно брались за обработку сказок, причем пересказывали их не народным языком, не народными приемами, а “литературно”, то есть тем условным, книжным языком, который ничего общего не имеет с народным.

Пересказанные таким образом сказки теряли всякий смысл – в них от великолепного народного творчества оставался один сюжет, а главное: народный язык, остроумие, свежесть, своеобразие, сама манера рассказа-беседы, иными словами, народный стиль – пропадали так же, как дивный и хрупкий рисунок крыльев бабочки исчезает при неуклюжем прикосновении человеческих пальцев.

Моя задача была другая: сохранить при составлении сборника всю свежесть и непосредственность народного рассказа. Для этого я поступаю так: из многочисленных вариантов народной сказки выбираю наиболее интересный, коренной и обогащаю его из других вариантов яркими языковыми оборотами и сюжетными подробностями. Разумеется мне приходится при таком собирании сказки из отдельных частей, или «реставрации» ее, дописывать кое-что самому, кое-что видоизменять, дополнять недостающее, но делаю я это в том же стиле – и со всей уверенностью предлагаю читателю подлинно народную сказку, народное творчество со всем богатством языка и особенностями рассказа.

Алексей Толстой».

К выше сказанному остается добавить лишь то, что в начале XXI столетия уже не миллионы, но миллиарды читателей во всем мире знакомы с русскими народными сказками по пересказам Алексея Николаевича Толстого.

Когда началась Великая Отечественная война, Толстого эвакуировали в Ташкент. В ноябре 1942 года была создана Чрезвычайная государственная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков (Катынское дело о расстреле польских офицеров), в состав комиссии был включен и Алексей Николаевич. В целом в комиссию входили ученые, писатели, криминалисты, священники. Вдаваться в подробности расследования Катынского дела в 1980–90 гг. не будем, отмечу только, что слишком многое говорит о фальсификации документов, которыми сегодня оперируют политические манипуляторы общественным мнением, поливая грязью наше Отечество. Настоящее расследование Катынской трагедии – дело далекого будущего, по-настоящему оно еще даже не начато. «Искателями правды» сегодня походя поливаются грязью все участники советского следствия 1940-х гг., Алексей Николаевич в их числе. Но это проблемы самих клеветников, мыслящие люди знают, как следует относиться к политиканствующему отребью.

Для нас важно иное: потрясение от вида многочисленных человеческих останков оказалось столь сильным, что Толстой заболел на нервной почве раком легких. Недаром писатель часто повторял в дни следствия:

– Я каждый раз умираю с этими людьми.

Алексей Николаевич Толстой скончался 23 февраля 1945 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище. 

© Виктор Еремин


ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК

А. Толстой. Золотой ключик. Пьеса.

А. Толстой. Золотой ключик. Вариант для художественной самодеятельности.

Е. Борисова. Буратино (Золотой ключик). Пьеса-сказка.

О. Аристов. Приключения Буратино. Музыкальная комедия для детей в трех действиях.

А. Шапиро. Приключения Буратино в стране Дураков. Инсценировка в двух действиях.

ДРУГИЕ СЮЖЕТЫ

А. Толстой. Дочь колдуна и заколдованный королевич. Сказка.