Шарль Перро был старшим современником мадам д’Онуа. Он и его брат-близнец Франсуа родились 12 января 1628 года. Франсуа прожил всего полгода, но до глубокой старости сказочник полагал смерть брата тяжелейшим ударом судьбы – родители часто корили его покойным, утверждая, что умерший ребенок был гораздо лучше выжившего. Отец близнецов Пьер Перро был преуспевающим адвокатом парижского парламента, мать Пакетт Леклерк – богатой дворянкой. Четыре старших брата Шарля со временем стали видными деятелями эпохи Людовика XIV.

Образование юный Шарль получил в аристократическом коллеже Бовэ на факультете искусств. Поначалу мальчик был чрезвычайно скован, всех боялся и еле тянул с учебой. Но однажды он увидел, как трое учеников жестоко избивают такого же запуганного ребенка, как и он. Охваченный яростью, Перро без страха поколотил всех троих. С этого времени скованность его как рукой сняло, вскоре Шарль вошел в число лучших учеников коллежа.

В 1651 году Перро сдал экзамен и начал карьеру адвоката. Когда через несколько месяцев скончался отец, Шарль с согласия старших братьев оставил мало что сулившее ему юридическое поприще. Случилось это в самый разгар Фронды. Братья Перро были ее сторонниками, но у самого Шарля хватило ума не ввязываться в дрязги аристократии.

Фронда принесла стране сильнейшую разруху. Властям требовались новые чиновники. В 1654 году старший из братьев Пьер Перро купил (тогда это делалось совершенно официально) должность сборщика финансов в Париже. Шарля он взял к себе приказчиком. В интересах службы молодые люди поселились в деревенском пригороде столицы – деревне Вири. Там у Перро имелся свой домик с отличной библиотекой. Служба оказалась не обременительной, и Шарль несколько лет жизни посвятил преимущественно чтению книг.

В 1661 году умер кардинал Мазарини. Первым, кого встретил Людовик XIV в своем кабинете после кончины министра, оказался любимец последнего Ж.Б. Кольбер. Пьер Перро служил под его началом. Кольбер открыл королю тайну запасников Мазарини и выдал несколько десятков миллионов золотых монет. С этого времени началось его головокружительное восхождение к вершинам власти, а вместе с ним поднимались и братья Перро. Шарлю тогда только исполнилось 33 года – возраст Иисуса Христа; впоследствии он считал 1661 год годом своего выхода на историческую арену.

Кольбер назначил Шарля Перро одним из 4 членов Комитета литераторов, в обязанность которому вменялось «повышение авторитета короля и королевской политики» (С. Бойко). Другими словами, Комитет занимался пропагандой. Лишенный всякой возможности творить, Перро трудился в нем двадцать лет. Одновременно Кольбер сделал Шарля своим личным секретарем.

Вскоре по приказу всесильного министра было основано т.н. Бюро славы короля (позднее переименованное в Малую академию). Изначально его опять-таки возглавил Шарль Перро. На него вообще возложили множество обязанностей, вплоть до руководства производством знаменитых королевских гобеленов и обивочных тканей. Он же стал сюринтендантом королевских построек и финансировал возведение Версаля и реконструкцию Лувра. Поскольку в 1664 году Шарль возглавил жюри конкурса по перестройке Лувра, он передал заказ своему брату Клоду, тем самым обессмертив имя последнего.

В 1671 году Перро был принят в Академию Франции, учрежденную Кольбером при непосредственном участии Шарля. Звание академика или «бессмертного» было в те времена необычайно почетным. В том же году он посватался к 18-летней Мари Пишон, девице из очень богатой семьи. Свадьба состоялась в мае 1672 года. У четы Перро родились дочь Франсуаза и сыновья Шарль-Самюэль, Шарль и Пьер. А в 1678 году Мари умерла от оспы. Перро овдовел.

Сразу же после кончины супруги Шарль был назначен председателем Академии Франции, говоря современным языком – президентом Академии наук. Последующее десятилетие было насыщено активной творческой работой Перро, а вечерами он рассказывал детям народные сказки. Когда его собственный запас исчерпался, Перро стал выспрашивать новые сюжеты у слуг и друзей. Он все записывал и уже читал детям по тетрадке. И наконец, по просьбе детей Шарль увлекся сочинением собственных сказок.

С возрастом Перро охладел к работе. Осенью 1682 года Кольбер уволил его со всех должностей. Впрочем, через год всеми ненавидимый министр умер. Мстительные вельможи в пику покойному исключили Шарля Перро из Малой академии.

Огромную роль в судьбе стареющего отставника заняла борьба против т.н. «древних». Перро возглавил партию «новых». «Древние» (лидер Н. Буало) утверждали, что молодые писатели уже никогда не создадут великие произведения, «новые» во главе с Перро утверждали, что каждое поколение выдвигает своих гениев. Спор этот так ничем и не кончился. В ходе развернувшейся дискуссии Перро много сочинял и публиковал. Он стал признанным автором.

Тем временем подрос младший сын Перро – Пьер. Когда юноше исполнилось 15 лет, отец в целях совершенствования стиля, предложил ему что-нибудь сочинить. И Пьер написал сказку. «Шарлю очень понравилась лаконичность изложения, и он подарил сыну тетрадку в черном коленкоровом переплете и посоветовал, раз он так любит сказки, записывать сюда самые интересные из тех, что у него сохранились в памяти» (С. Бойко).

В 1695 году Шарль опубликовал свои стихотворные сказки. Успех книги обратил его к сюжетам, собранным в тетрадке Пьера. Сколько их там было, не известно. Перро-отец отобрал и литературно обработал 8. Центральным лейтмотивом всех сказок стала несправедливость и даже коварство родителей – такую направленность приписывают воспоминаниям сказочника о незаслуженных попреках родителей умершим братом-близнецом. Известно, что каждую сказку он старался приблизить к реальной натуре. Так, события «Спящей красавицы» происходят в замке Юссэ на Луаре, а Красная Шапочка и ее мать живут в деревне Вири, бабушка же – в деревне Савиньи, в которую из Вири следовало идти через лес и речку Орш. Красная Шапочка – это дочь Перро Франсуаза, умершая в возрасте 13 лет. Кстати, многие ученые утверждают, что сказки «Красная Шапочка» и «Синяя борода» написаны Пьером-младшим столь блистательно, что отец их даже не правил.

Книга «Сказки матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времен с поучениями» вышла в 1695 году с посвящением любимой племяннице Людовика XIV – принцессе Орлеанской. Автором книги значился Перро д’Арманкур. Арманкур – селение, которое Шарль подарил сыну Пьеру. Всю жизнь Перро-старший мечтал о дворянстве, но несмотря на все свои заслуги, так его и не добился. Книгой сказок он надеялся добиться дворянства для младшего сына. Поначалу казалось, что расчет его верен, Пьер был введен в свиту принцессы… Однако весной 1697 года молодой человек заколол шпагой соседа. Три года длились судебные разбирательства, после чего в 1699 году Пьер отправился в армию и вскоре погиб.

«Сказки матушки Гусыни…» переиздавались каждый год под именем Перро д’Арманкура, но с 1724 года автором стали указывать только Шарля Перро. Сказочник умер 16 мая 1703 года в Париже. Похоронили старика в церкви св. Бенедикта. Позднее церковь снесли, могила великого творца утеряна.

Ныне литературоведы ведут успешную борьбу за признание авторами «Сказок матушки Гусыни…» отца и сына Перро. 

© Виктор Еремин


ЗОЛУШКА

Ю. Алесин.  Золушка. Пьеса по Е. Шварцу.

Т. Баева. Золушка или дело вовсе не в туфельке. Пьеса.

Р. Белецкий Золушка. Пьеса.

Р. Вальзер. Золушка. Пьеса.

Т. Габбе. Хрустальный башмачок. Драматическая сказка в четырех действиях.

Я. Гловацкий. Замарашка. Драма в двух действиях.

Н. Голованова. Золушка-2. Пьеса.

Н. Коляда. Золушка. Сказка с превращениями в одном действии.

В. Крапивин. Еще одна сказка о Золушке. Сказочное представление в трех действиях, девяти картинах.

С. Куролех. Золушка. Пьеса по мотивам киносценария Евгения Шварца.

В. Лебедевич, Л. Зинкина. Золушка. Пьеса для театра кукол в двух действиях.

В. Разумовский. Золушка. Новогодняя пьеса-сказка в стихах.

Н. Рымарь. Старый обычай нашей страны или Золушка апгрейд. Страшная драма с антрактом вместо бала.

Е. Шварц. Золушка. Киносценарий.

В. Шибаев. Золушка. Пьеса.

В. Ардов. Золушка. Пьеса (вариация советских времен).

Т. Габбе. Хрустальный башмачок. Вариант для школьной самодеятельности.

Г. Полонский. Медовый месяц Золушки. Фантазия на вечную и детскую тему.

Т. Ренгарт. Золушка. Пьеса.

Л. Урусов. Сандрильона, или по-русски Золушка. Комедия в трех действиях.

Л. Филатов. Золушка: до и после. Жестокая сказка.

Н. Шувалов. Золушка. Волшебная сказка в двух действиях.

КОТ В САПОГАХ

Автор неизвестен. Кот в сапогах. Пьеса-мюзикл в двух действиях.

Г. Владычина. Кот в сапогах. Пьеса в двух действиях.

В. Ганзенко. Кот в сапогах. Пьеса.

А. Гетман. Кот в сапогах. Пьеса.

Д. Голубецкий. Кот в сапогах. Пьеса в двух действиях.

Е. Гусева. Кот в «казаках». Пьеса.

В. Зверовщиков. Кот в сапогах. Сказка в двух действиях.

С. Зелнцер, С. Димант. Кот без сапог. Пьеса.

О. Иванова. Кот в сапогах и шляпе. Пьеса-шутка.

Г. Калау. Кот в сапогах. Пьеса-сказка в стихах.

В. Корсак. Кот в сапогах и все-все все. Сказка-пародия.

Е. Пермяков. Кот в сапогах. Инсценировка.

А. Финк. Жан и кот. Фантазия.

Е. Фридман. Кот в сапогах или Шаботэ. Пьеса.

Н. Шувалов. Кот в сапогах. Пьеса-мюзикл в двух действиях для театра кукол.

А. и С. Шуваловы. Кот в сапогах. Новый пересказ старой сказки.

Л. Браусевич. Кот в сапогах. Пьеса-сказка в трех действиях.

Г. Генов. Кот в сапогах. Сказка для театра.

Л. Корсунский. Маркиз Карабас. Сказка в двух частях.

П. Маляревский. Кот в сапогах. Пьеса-сказка.

Д. Самойлов. Кот в сапогах. Сказка для театра.

Н. Слепакова. Бонжур, месье Перро! Пьеса в двух действиях.

КРАСНАЯ ШАПОЧКА

А. Анисимов. Неправильная сказка про Красную Шапочку. Сказка для всех возрастов.

С. Астраханцев. Красная Шапочка. Пьеса.

Р. Белецкий, Т. Дурова. Шапочка красного цвета. Музыкальная сказка в двух действиях.

В. Брюсов. Красная шапочка. Сатирическая драма в одном действии.

В. Бутаков. Новые приключения Красной Шапочки. Пьеса для кукольного театра.

В. Бусаренко. Сыграем в Красную Шапочку. Музыкальная сказка-игра для театра кукол.

 Г. Гольдман. Почти Красная Шапочка. Театральная фантазия в 2-х действиях.

Ю. Дунаев. Красная Шапочка едет в Голливуд. Скетч.

Ю. Ким. Приключения Красной Шапочки. Музыкальная сказка в двух частях.

С. Коган, С. Ефремов Еще раз о Красной Шапочке. Вполне возможное происшествие в четырех картинах.

Д. Самойлов, Ю. Дунаев. Красная Шапочка XXI. Диалоги на тему сказки.

Ж. Помера. Красная Шапочка. Пьеса.

В. Собчак. Красная Шапочка. Пьеса.

К. Стешик. Красная Шапочка. Пьеса.

Л. Устинов. Серый Волк и Красная Шапочка. Пьеса.

Е. Шварц. Красная Шапочка. Пьеса.

Н. Шувалов. Красная Шапочка. Пьеса для одной актрисы с куклами.

Ю. Шуцкий. Красная Шапочка. Пьеса.

В. Бальдессари. Красная Шапочка. Пьеса для детского или кукольного театра.

Т. Ренгарт. Красная Шапочка. Пьеса.

В. Сутеев. Петя и Красная Шапочка. Сценарий.

Е. Чеповецкий. Красная Шапочка. Пьеса для настольного театра.

Е. Шварц. Красная Шапочка и Серый Волк. Пьеса для театра кукол.

Е. Шварц. Красная Шапочка. Сценарий.

МАЛЬЧИК-С-ПАЛЬЧИК

М. Бартенев. Мальчик-с-пальчик и его родители. Сказка.

Н. Колтышева. Мальчик-с-пальчик. Пьеса.

Н. Шувалов. Мальчик-с-пальчик. Пьеса в двух действиях.

РИКЕ-ХОХОЛОК

А. Самсонова. Принц Хохолок. Пьеса.

Ф. Кони. Принц с хохлом, бельмом и горбом. Волшебная сказка-водевиль.

СИНЯЯ БОРОДА

М. Бартенев. Синяя борода. Пьеса в двух действиях.

М. Метерлинк. Ариана и Синяя Борода. Пьеса-сказка.

О. Михайлов, Д. Верясова. Ключ Синей Бороды. Сказочный водевиль в одном действии.

СПЯЩАЯ КРАСАВИЦА

Т. Зюликова. Стоит ли будить спящих красавиц. Пьеса в четырех картинах.

В. Илюхов. Неспящая красавица. Пьеса.

В. Понизов. Сегодня утром сто лет назад. Пьеса.

Т. Уфимцева. Спящая красавица. Пьеса в двух действиях.

Ч. Уэй. Спящая красавица. Пьеса в двух действиях.

И. Яблокова. Сказка о спящей красавице. Пьеса в пяти картинах.

С. Лыгин. Волшебный сон. Пьеса.

Г. Соколова. Вставай, красавица, проснись! Сказка в двух действиях для театра кукол.

И. Ольшанский. День рождения принцессы. Сказка в двух частях.

ДРУГИЕ СЮЖЕТЫ

А. Гаврон. Ослиная шкура, или Тайна королевского хлева. Сказка в двух действиях.

С. Лежнева. Сказка без подсказки. Пьеса. 

 

«Зеленый цвет» – пьесы, которые есть у нас в электронном виде. Их можно будет скачать, кликнув на значок, расположенный рядом с названием пьесы. Пока же идет работа по наполнению портала, вы можете оставить заявку на Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. и получить их по электронной почте.

«Желтый цвет» – пьесы, которые есть у нас в книжных изданиях. Мы готовы перевести их в электронный вид, если вы сможете предложить нам редкую пьесу взамен из нашего списка. Наверняка у вас отыщется что-то интересное. Кроме этого, в данной группе есть несколько пьес, которые мы можем отправить вам, спросив разрешение у автора пьесы. В крайнем случае, вы можете получить текст пьесы в электронном виде, оплатив нам компенсацию расходов на оцифровку, хотя это менее желательно. Средства, полученные от вас пойдут на поиск и приобретение новых пьес. И все-таки для нас предпочтительнее «натуральный обмен» – пьеса за пьесу.

«Красный цвет» – пьесы, которых у нас, к сожалению, нет и которые мы ищем. Если у вас есть эти пьесы, то мы готовы на них обменять те пьесы, которые есть у нас