Русский писатель-сатирик Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (псевдоним – Н. Щедрин) родился 15 (27) января 1826 года в селе Спас-Угол Тверской губернии в старинной дворянской семье. Детские годы прошли в родовом имении отца в «годы... самого разгара крепостного права», в одном из глухих углов «Пошехонья». Наблюдения за этой жизнью найдут впоследствии отражение в книгах писателя.

Получив хорошее домашнее образование, Салтыков в 10 лет был принят пансионером в Московский дворянский институт, где провел два года, затем в 1838 году переведен в Царскосельский лицей. Здесь начал писать стихи, испытав большое влияние статей Белинского и Герцена, произведений Гоголя.

В 1844 году после окончания лицея служил чиновником в канцелярии Военного министерства. «Везде долг, везде принуждение, везде скука и ложь», – такую характеристику дал он бюрократическому Петербургу. Другая жизнь более привлекала Салтыкова: общение с литераторами, посещение «пятниц» Петрашевского, где собирались философы, ученые, литераторы, военные, объединенные антикрепостническими настроениями, поисками идеалов справедливого общества.

Первые повести Салтыкова «Противоречия» (1847), «Запутанное дело» (1848) своей острой социальной проблематикой обратили на себя внимание властей, напуганных французской революцией 1848 года. Писатель был выслан в Вятку за «вредный образ мыслей и пагубное стремление к распространению идей, протрясших уже всю Западную Европу». В течение восьми лет жил в Вятке, где в 1850 году был назначен на должность советника в губернском правлении. Это дало возможность часто бывать в командировках и наблюдать чиновный мир и крестьянскую жизнь. Впечатления этих лет окажут влияние на сатирическое направление творчества писателя.

В конце 1855 году, после смерти Николая I, получив право «проживать где пожелает», возвратился в Петербург и возобновил литературную работу. В 1856–1857 годы были написаны «Губернские очерки», изданные от имени «надворного советника Н. Щедрина», ставшего известным всей читающей России, назвавшей его наследником Гоголя.

В это время он женился на 17-летней дочери вятского вице-губернатора Е. Болтиной. Салтыков стремился сочетать труд писателя с государственной службой. В 1856–58 годах являлся чиновником особых поручений в Министерстве внутренних дел, где были сосредоточены работы по подготовке крестьянской реформы.

В 1858–62 годах служил вице-губернатором в Рязани, затем в Твери. Всегда стремился окружать себя на месте своей службы людьми честными, молодыми и образованными, увольняя взяточников и воров. В эти годы появились рассказы и очерки («Невинные рассказы», 1857, «Сатиры в прозе», 1859–62), а также статьи по крестьянскому вопросу.

В 1862 году писатель вышел в отставку, переехал в Петербург и по приглашению Некрасова вошел в редакцию журнала «Современник», который в это время испытывал огромные трудности (Добролюбов скончался, Чернышевский заключен в Петропавловскую крепость). Салтыков взял на себя огромную писательскую и редакторскую работу. Но главное внимание уделял ежемесячному обозрению «Наша общественная жизнь», которое стало памятником русской публицистики эпохи 1860-х годов.

В 1864 году Салтыков вышел из редакции «Современника». Причиной послужили внутрижурнальные разногласия по вопросам тактики общественной борьбы в новых условиях. Он возвратился на государственную службу.

В 1865–68 годах возглавлял Казенные палаты в Пензе, Туле, Рязани; наблюдения за жизнью этих городов легли в основу «Писем о провинции» (1869). Частая смена мест службы объясняется конфликтами с начальниками губерний, над которыми писатель «смеялся» в памфлетах-гротесках. После жалобы рязанского губернатора Салтыков в 1868 году был отправлен в отставку в чине действительного статского советника. Переехал в Петербург, принял приглашение Н. Некрасова стать соредактором журнала «Отечественные записки», где работал в 1868–84 годах. Салтыков теперь целиком переключился на литературную деятельность. В 1869 году пишет «Историю одного города» – вершину своего сатирического искусства.

В 1875–76 годах лечился за границей, посещал страны Западной Европы в разные годы жизни. В Париже встречался с Тургеневым, Флобером, Золя.

В 1880-е годы сатира Салтыкова достигла кульминации в своем гневе и гротеске: «Современная идиллия» (1877–83); «Господа Головлевы» (1880); «Пошехонские рассказы» (1883).

В 1884 году журнал «Отечественные записки» был закрыт, после чего Салтыков вынужден был печататься в журнале «Вестник Европы».

В последние годы жизни писатель создал свои шедевры: «Сказки» (1882–86); «Мелочи жизни» (1886–87); автобиографический роман «Пошехонская старина» (1887–89).

За несколько дней до смерти он написал первые страницы нового произведения «Забытые слова», где хотел напомнить «пестрым людям» 1880-х годов об утраченных ими словах: «совесть, отечество, человечество... другие там еще...». Умер М. Салтыков-Щедрин 28 апреля (10 мая) 1889 года в Петербурге. 


ГОСПОДА ГОЛОВЛЕВЫ

Е. Весник. Господа Головлевы. Инсценировка в трех действиях.

В. Иванова. Господа Головлевы. Драма в пяти действиях.

И. Рубинштейн. Господа Головлевы (Иудушка). Сценическая композиция в двух действиях.

А. Чаргонин. Иудушка (Господа Головлевы). Драматические сцены в пяти действиях.

ИСТОРИЯ ОДНОГО ГОРОДА

Е. Замятин. История одного города. Пьеса.

СОВРЕМЕННАЯ ИДИЛЛИЯ

С. Михалков. Балалайкин и Ко. Пьеса в двух актах.

СКАЗКИ

Ю. Вертман. Карась-идеалист. Инсценировка.

Ю. Вертман. Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил. Инсценировка.

Г. Вяткин. Как один мужик двух генералов накормил и что из этого вышло. Сцена в одном действии.

Б. Юрцев. Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил. Инсценировка. 

 

«Зеленый цвет» – пьесы, которые есть у нас в электронном виде. Их можно будет скачать, кликнув на значок, расположенный рядом с названием пьесы. Пока же идет работа по наполнению портала, вы можете оставить заявку на Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. и получить их по электронной почте.

«Желтый цвет» – пьесы, которые есть у нас в книжных изданиях. Мы готовы перевести их в электронный вид, если вы сможете предложить нам редкую пьесу взамен из нашего списка. Наверняка у вас отыщется что-то интересное. Кроме этого, в данной группе есть несколько пьес, которые мы можем отправить вам, спросив разрешение у автора пьесы. В крайнем случае, вы можете получить текст пьесы в электронном виде, оплатив нам компенсацию расходов на оцифровку, хотя это менее желательно. Средства, полученные от вас пойдут на поиск и приобретение новых пьес. И все-таки для нас предпочтительнее «натуральный обмен» – пьеса за пьесу.

«Красный цвет» – пьесы, которых у нас, к сожалению, нет и которые мы ищем. Если у вас есть эти пьесы, то мы готовы на них обменять те пьесы, которые есть у нас