Сват Наум – иллюстрацияЖил на свете мо?лодец. Парень ладный был – хорош, пригож, а именья – ни кола, ни двора, ни мила живота. Хлеба – что в брюхе, а платья – что на себе.

 Вот он и раздумался.

 – Долго ли мне бобылем мыкаться – на чужих дворах, при чужих полях? Видно, надо свой дом заводить. Да лиха беда – начало. Сам я молодой, а ум в голове и того моложе. Эх, были бы у меня живы покойник-батюшка али матушка-покойница, сказали б они мне, с какого краю начинать.

 В таких мыслях шел раз парень по бережку. Видит – лодочка плывет, а в лодочке женщина – не так, чтобы древняя, не так, чтобы молодая. Бабушка – не скажешь, сестрицей не назовешь.

 Снял парень шапку, покивал, помахал:

 – Тетенька, – кричит, – а тетенька! Пристань к берегу!

 Подгребла женщина к берегу, спрашивает:

 – Что тебе, молодец, надо?

 – Да вот что, тетенька, была у меня на ручье мельница. Мельницу в разлив водой унесло, а жернова по воде уплыли. Ты, часом, не видела ли их?

 – Тьфу, дурак! – говорит женщина. – Да когда же это жернова по воде плавали?

 – Так-то так, тетка! – говорит парень. – Да все на свете бывает.

 Плюнула женщина и оттолкнулась от берега, а он дальше идет. Прошел немного – видит: опять лодочка выплывает, а в лодочке – старичок.

 – Эй, дедушка, не видал ли жернова? Мельницу у меня давеча унесло, а жернова по воде уплыли...

 – А, так это твои жернова плавали? Видел я их вчерась, видел. Только они не вниз, а вверх по реке пошли. Вороти назад – не там ищешь.

 Поклонился парень старичку и говорит:

 – Нет, дедушка, где искал, там и нашел. Сделай милость, пристань к берегу!

 Причалил старичок.

 – Как тебя величать, дедушка? – спрашивает парень.

 – Дед Наум.

 – Ну, дед Наум, наставь на ум. Научи меня, как на свете жить.

 Посмотрел на него старичок.

 – А тебе, что ж, – говорит, – своего ума не хватает?

 – Отчего не хватает? Как раз хватает, чтобы чужого призанять.

 – Ишь ты какой! Ну, залезай в лодку, берись за весла, а я на корму сяду.

 Поплевал парень на ладони, налег на весла, а старичок за руль взялся – правит. Ходко идет лодочка, как ножом воду режет.

 – Ну, – говорит старичок, – сказывай, какая у тебя забота?

 – Так и так, – отвечает парень, – один я на свете, нет у меня ни дома, ни родни...

 – Что ж, это беда поправимая. Жениться тебе надо.

 – Правда твоя, дедушка, женился бы я, да разве за меня выдадут? Какой у меня зажиток? Весь я тут.

 – А что? – говорит старичок. – И этого не мало. Только надо за дело умеючи браться. Есть у меня невеста на примете – и собой хороша, и на работу проворна, и родители богатые – полон дом добра. Отца хлебом не корми, а похвастать дай.

 – Ну, – говорит парень. – Разве такой за меня отдаст?

 – Такой-то и отдаст. Погоди маленько, сам увидишь.

 – Ах, дедушка, сосватай ты меня, дак будешь мне родней ро?дного батюшки. Право слово – заместо отца почитать тебя стану.

 Старичок говорит:

 – Ладно, ладно, сосватаю. Подгребай-ка, братец, к берегу. Заночуешь у меня, а завтра, благословясь, и пойдем.

 Вот утречком встали сват и жених, студеной водицей умылись и пошли себе.

 Недолго шли, видят: дом – не дом, а хоромы! Двор большой, метен чисто, окошки светлые, и крыльцо с навесом.

 Остановился жених, поглядел на свата: вперед ли идти или назад ворочаться? Ворочаться-то будет жалко, а вперед идти – будто страшно. Не ровен час, прогонит хозяин.

 А сват говорит:

 – Ничего, не робей! Ничем ты его не хуже. Он нынче богат, а ты завтра богат будешь. У него дочка пригожая, дак пусть он ее за тебя отдаст, твои дочки еще приглядней будут. Он хвастаться горазд, а мы его и тут за пояс заткнем. Знай одно – держись веселей.

 Заходят они в дом – хозяевам поклон, дочке особо. Хороша дочка – глаз не отвесть. Загляделся на нее парень и про хозяев забыл. Ну, да благо сват свое дело помнит: прямо к свадьбе разговор ведет.

 Слушает его хозяин, потчует гостей винцом да закусочкой, а сам промежду прочим спрашивает:

 – А что же вас двое только? Неужто больше никого и родни нет?

 – Как не быть! Да если всю нашу родню и породу собирать, так два года надобно. Наши-то по всей Расее живут – здесь пашут, там рубят, там сети заводят, там стены кладут... Никак нельзя их от хозяйства отымать. А мы-то двое уж тут – и на свадьбе оба будем, коли дело сладится.

 – Что ж, – говорит хозяин, – парень будто ничего... Да есть ли у него такой дом, как у меня? Ты погляди, сватушка, из какого лесу строено. Такого лесу и на дворец не ставят. Корабельный лес!

 Встал сват с места, походил под стеною, погладил дерево ладошкой.

 – Правда твоя, – говорит, – прочная постройка. Два века выстоит. А все не то, что у нашего жениха. Поверишь ли, почтенный, у него, когда бревна на дом возили, так в понедельник видишь, что комель везут, а в середу только вершина мимо прошла!

 Покачал головой хозяин – не понять ему: то ли бахвалится сват, то ли смеется над ним.

 – Вот что! – говорит. – Покажу я вам своего любимого конька. Дорого он мне стал, да я не жалею. Всем коням конь! И сбруя на нем под стать: до последнего гвоздика серебряная. Пусть-ка жених на таком коне за невестой приедет – отдам за него дочку, слова не скажу. А не приедет на таком коне, то и свадьбе не бывать.

 Вышли они на крыльцо, и проводят перед ними коня. Не конь – загляденье! И сбруя на солнышке, как ручеек, блестит – смотреть больно!

 Понурил голову жених, а сват ничего, не робеет.

 – Ты, – говорит, – не думай, хозяин, что мы тебе врем, на сватовстве у тебя выпивши. А конь – что! Коня мы еще получше найдем. Приготовляйтесь к свадьбе.

 Идут они домой. Жених только под ноги себе смотрит да кудрями трясет.

 А свату все нипочем. Глядит весело и жениха утешает:

 – Да полно ты! Не горюй! Все хорошо. Только что вот ехать нам не на чем. Да разве это задача? На свадьбу съездить и черт коня даст.

 Едва слово обронил, а черт тут как тут.

 – Дам, – говорит, – как не дать! Завтра и поезжайте! Вот приходите на зорьке сюда, к этому самому месту – все и будет готово.

 На другой день пришли сват и жених, куда приказано, видят: стоит конь, да такой, что и во сне никому не приснится, и сбруя на нем золотая, так огнем и горит. А рядом – другой конь, малость потяжельше, и сбруя на нем наборная, с серебром. Это уж, видно, для свата. Сели они и поехали.

 Диву дался хозяин, как увидел эдаких коней.

 «Ну, – думает, – значит, жених и вправду богатый, побогаче меня».

 И порешил отдать за парня дочку.

 Честным пирком да и за свадебку. Гостей созвали, в колокола ударили, повенчали молодых, а после венца, как водится, – веселье. Пьют, едят, песни поют... Под конец на лошадях кататься вздумали.

 Хозяин говорит:

 – Вот у моего зятя – конь! Такого коня и на свете нет!

 Иду смотреть – вот те и на! И вправду нет коня – как не бывало! Даже слыху не слыхать. Да и сватов конь куды-то слинял.

 Помертвел жених, а сват его в бок толкает: «дескать, прежде смерти ничего не бойся. Наше от нас не уйдет».

 А сам шапку в руки.

 – Что ж, – говорит, – честные гости, свадьба! Смотреть-то, выходит, некого, – свели коней. Да ведь недаром говорят: не то худо, что потерял, а то худо, что не хватился. Вы себе пейте, кушайте да веселитесь – ваше дело пир пировать, а мое дело – коней искать. Я женихов сват, я за него и в ответе.

 Повернулся старичок, да и за ворота. Никто ему и слова сказать не поспел.

 Вот идет он, идет – не путем, не дорогой, не полем, не лесом – а как ноги несут.

 Идет и думает:

 «И на что нечистому эдакие кони? Ему на козле скакать положено. Эх, знал бы дорогу, сам бы, кажись, в пекло пошел да и вывел оттуда лошадок наших».

 Только сказал, глядь: перед ним большой камень. И под камнем нора.

 Заглянул он в нору, – глубокая, так холодом и несет. Обогнул камень и пошел дальше.

 Шел, шел, ни вправо, ни влево, а все прямо да прямо. Смотрит: опять тот самый камень и нора холодом дышит.

 Что за чудо? Он опять обогнул камень и дальше идет.

 Идет-идет, идет-идет, – и пришел. Опять перед ним тот же камень, а под камнем – нора.

 – Ну, – говорит, – которую дорогу не обойдешь, не объедешь, та, стало быть, и прямая.

 И, недолго думая, полез в нору.

 На земле – день белый, солнышко, теплынь, а под землей холодно да темно. Ночная дорога – длинная. Притомился старичок, продрог.

 «Что, – думает, – уж не повернуть ли мне назад?»

 А тут, глядь, и кончилась нора: вышел он на простор.

 Вышел и смотрит по сторонам, – как тут под землей не?люди живут? А как мы живем, так и они живут. Все у них есть – небо и земля, песок и вода, березки и камушки. Только что у нас черное, то у них белое, а что у нас белое, то у них черное. Всего-то и разницы. А так – худого слова не скажешь. И лес высоко стоит, и трава густо стелется – смотреть весело.

 Идет сват Наум мимо поля по дорожке, – любуется на хлеб?. Вдруг слышит: лошадь сгорготала! Он туда-сюда поглядел, так и есть – давешние кони! Забрались, татаре, в хлеб и хозяйствуют: не столько рвут, сколько мнут да топчут.

 – А, голубчики, вот вы где!

 Отломил он с березы ветку, выгнал коней на дорогу да и привязал их к дереву. А сам дальше пошел.

 Идет, идет – видит, луга широкие, а на лугах стада пасутся. Справа-то все овцы, а слева-то все свиньи, и стережет оба стада змея. Свернулась на солнышке в три кольца и дремлет. А голову – нет-нет, да и подымет: раз направо поглядит, раз налево.

 Приметила змея незваного гостя да как зашипит... А сват, недолго думая, подобрал с земли острый камешек, прицелился и бросил. Свистнул камешек и будто ножиком голову змее срезал. Она и развернуться-то не поспела. А он дальше пошел.

 Шел, шел, долго ли, коротко ли, а пришел наконец. Привела его дорожка к большому дому. Он – во двор. Пусто. На крылечко, в сени – никого! А в горнице шумно, гамно, посудой брякают, песни кричат... Хоть святых вон выноси!

 Заглянул старичок в дверь: полным-полно. Народу – что людей! И все такие сытые, гладкие... Кто по-городскому одет, кто по-деревенскому, а у всех одежа чистая, хорошая. Бедных вовсе не видать.

 И что за господа под землей живут? Поглядел он, поглядел, и екнуло у него сердце. Глаза-то у господ у всех, как у одного, – черные, без белка. Будто уголь черны, будто уголь горят. Ясное дело – черти!

 Попятился старик, да поздно. Приметили его хозяева.

 – А-а! – кричат. – Сват Наум пришел! Иди сюда, сват! Садись, сват! Там не доел – здесь доешь! Там не допил, здесь допьешь! Там не допел – здесь допоешь!

 И уж за рукава его хватают.

 Делать нечего, собрался он с духом.

 – Хлеб да соль! – говорит. И шагнул через порог.

 Раздвинулись черти, дали ему место на лавке.

 – Ну, ну! – кричат. – Угощайся! Больше гостей на свадьбе, больше веселья.

 Посмотрел сват по сторонам, покачал головой.

 – Это разве свадьба, – говорит. – Были бы у вас поминки, тогда дело другое. На поминках-то оно водится, что в дому гости, а хозяин на погосте. А свадьба без молодых не бывает.

 Перемигнулись черти черными своими глазищами, рассмехнулись. А один, горбатый, седой, говорит:

 – Наши молодые покуда наверху, за своим столом сидят, а придет время – и за наш угодят. Дай срок!

 – Какие же это молодые? – спрашивает сват.

 – Эвона! Сам сватал, а не знает. Какие у вас, такие и у нас.

 – Вон что! – Примолк сват. Сидит на лавочке, примечает. Ишь ты! Ведь и впрямь накрыт у чертей свадебный стол, да мало что свадебный, точь-в-точь такой, как наверху, у богатого тестя: там поросята молочные, и здесь – молочные, там уха с головизной, и здесь – с головизной, с чем там пироги, с тем и здесь пироги...

 – А вот чего я в толк не возьму, – говорит сват, – какая вам радость чужую свадьбу справлять? Не великое веселье – во чужом пиру похмелье.

 – Что за чужой пир? – отвечает горбатый. – Нынче наш праздник. Как узнает тесть, что у зятя ни гроша за душой, так и начнет он его поедом есть. А муж на жене станет сердце срывать, а жена муженька попрекать, а все втроем – свата дорогого ругать, ко всем чертям посылать... А нам того и надобно. Где свары да ссоры – тут уж наша пожива, наша добыча! Так-то, сватушка!

 Тут один молоденький чертик обиделся, да как закричит:

 – Какой это сватушка! Не он сватал, – я сватал. Кабы не дал я жениху коней на свадьбу, не едать бы вам нынче свадебных пирогов.

 – Э, нет, – говорит сват. – Не тот мастер сватать, кто сватает конем, а тот, кто сватает умом. Были бы у меня такие лошадки, как у вашей милости, я бы за своего жениха царевну высватал, а не то что...

 – Думаешь умнее черта быть?

 – Умней, может, и не умнее, а глупей – так, может, и не глупее!

 Подмигнул молодой черт всему своему проклятому братству и говорит:

 – Что ж, давай потягаемся, кто кого умней. Загадаю я тебе загадку. Угадаешь – полную шапку золота насыплю и домой отпущу. Не угадаешь – останешься здесь на веки вечные, служить мне будешь! Идет?

 – Идет!

 – Ну, вот тебе загадка: с копытами, а не конь, с хвостом, а не пес, с рогами, а не козел, о двух ногах, а не человек. Угадаешь?

 – Как не угадать! – отвечает сват. – Обидно даже! Видно, вы наш умок ни во что не считаете.

 – Да ты не финти! Говори, коли гадал!

 – Что ж говорить? Где загадка, там и отгадка. Самая это ваша милость в полной форме.

 Захохотали черти. Копытами стучат, рога расправляют, хвосты кажут. Смотреть страшно!

 Зажмурился сват Наум, встал с места – и к дверям.

 А молодой черт его за полы хватает.

 – Погоди! – кричит. – Эта загадка и вправду легкая. Я тебе другую загадаю.

 Рассердился сват.

 – Это против уговору, – говорит. – Ну, да ладно. Хочешь умом хвастаться, хвастайся. Только уж теперь мой черед. Я загадку загадаю, а ты отгадывай.

 – А заклад какой?

 – Да все тот же: отгадаешь, останусь у вас навечно копыта твои чистить, не угадаешь, мне вольная воля, да шапка золота, да в придачу, что спрошу. Идет?

 – Идет.

 – Ладно. Слушай. Шел я путем-дорогой, видел: добро добро топчет. Взял я добро да и выгнал добром добро из добра. Добро из добра от добра убежало. Угадывай!

 Стоит черт, с копыта на копыто переступает.

 – Что? – говорит. – Как ты сказал? Добро добром из добра... Ума не приложу... Это, видать, от писания. Нам, чертям, эдакое и угадывать зазорно.

 – Стало быть, не знаешь? Ладно, мой заклад. Или, может, хочешь – еще загадку загану? Угадаешь – все насмарку, у тебя останусь. Не угадаешь – уйду и что приглянется с собой возьму. Идет?

 – Идет.

 – Слушай. Шел не путем, не дорогой, видел: зло добро стережет. Взял я зло да злом зло и ударил. От того зла злу конец пришел. Угадаешь?

 Мнется черт, хвост ниже земли опустил.

 – Это, – говорит, – опять от писания. Откуда мне знать?

 – Стало быть, – мой заклад?

 – Выходит, твой!

 – Ну, сыпь золото в шапку!

 Насыпал черт полный картуз до самого верху.

 – А в придачу-то что берешь? – спрашивает.

 – А тое самое добро, что из добра выгнал.

 – Да полно тебе загадки загадывать – толком говори!

 Засмеялся сват.

 – Видел я, – говорит, – давеча в хлебах лошадок наших свадебных. Взял добрую погонялку да и выгнал добро из добра. Вот мне этих коньков за первую загадочку и пожалуйте.

 – Ладно, пусть твои. А за вторую что?

 – А как шел я к вам, так приметил два стада: справа-то все овечки, а слева-то все свинки. И сторожит оба стада змея. Вы уж не гневайтесь – змейку-то я камешком прикончил. У вас, чай, и без нее этого зла довольно. А свинок да овечек мне бы с собой прихватить!

 – Ишь ты хитрый какой! – говорят черти. – Да что поделаешь, бери!

 Поклонился сват.

 – Счастливо оставаться! – говорит. И на крыльцо.

 Смотрит – что такое? Пусто кругом. Ни тропы, ни дороги, – одна трясина.

 – Как же быть-то? – спрашивает сват. – Где у вас тут обратная дорога?

 – А на что нам обратная дорога? – говорят черти. – От нас обратно не ходят.

 – Да ведь мне наверх надо! И со всем добром. Неужто мне здесь на коне гарцевать да свиней пасти?

 Усмехаются черти.

 – А кто тебя держит? Иди. А не хочешь идти – на коне скачи. Ишь, кони-то у тебя какие! Царские!

 Призадумался сват Наум.

 – Так, – говорит. – Кони царские, стада барские, а идти, видать, некуда. Ну, что ж. Останусь у вас век вековать.

 Достал он из кармана веревочку и дает один конец молодому черту.

 – Подержи-ка, братец!

 Тот удивился, взял. А сват Наум так и эдак веревочку натягивает, то вдоль, то поперек.

 – Отсюда – туды – две сажени, – говорит. – Оттуда – сюды – три...

 – Ты что это меришь? – черти спрашивают.

 Поглядел на них сват Наум ско?са.

 – Как это что? – говорит. – Местность мерю. Келейку ставить хочу. А поживем да попривыкнем, так и цельный монастырь построим. Чай, у вас не праведники живут, а грешники. Надо же им грехи-то замаливать…

 Всполошились черти.

 – Пошел ты от нас прочь, – кричат, – со своим с монастырем. Навязался на нашу голову! Гоните его братцы! Гоните! Что смотрите!

 Да как дадут ему в спину пинка...

 Перышком взвился сват Наум и полетел. Сколько летел – неизвестно, куда летел – неведомо... Закрылись у него от страха глаза, и ничего он не видел. Только слышал, как ветер в ушах свистит.

 И вдруг, батюшки-светы! Летел будто вверх, а упал вниз. Брякнулся оземь и открыл глаза.

 Видит – полная ночь кругом, с неба месяц светит, и стоит он перед теми самыми воротами, откуда днем ушел. Рядом кони дремлют, а свиньи да овцы по всей дороге полегли – конца краю не видать. Ну, он хозяев будить не стал, а дождался утречка. Чуть солнышко встало, заходит в дом и говорит:

 – Вот что, хозяева, пришел я к вам не без горя, да и не без радости. Пока мы здесь свадьбу играли, погорел женихов двор. Как есть – погорел, до щепочки. Только и выручил я из пекла, что овец, да свиней, да жениховых коней, да вот старую шапку и золота охапку. Получайте свое!

 Потемнел было тесть. «Вот, – думает, – выдал дочку за богача, а он – погорелец. Приведет в дом пару овец да паленую свинью – и взятки гладки».

 А как вышел за ворота да поглядел – сразу и обмяк.

 – Зятюшка, дорогой, – говорит, – не горюй, оставайся у меня в доме жить. Мне же и с дочкой расставаться жалко. В тесноте, да не в обиде...

 Поклонился зять тестю.

 – Твоя воля, батюшка. Останусь. Только я ведь не один. Мой сват мне заместо отца родного, я без него и шагу не ступлю.

 – А мы и ему поклонимся, – говорит тесть. – Кланяйся, дочка, проси свата нашим домком не побрезговать.

 Молодая кланяется, а молодой еще ниже.

 – Оставайся с нами, сват Наум, наставляй нас на ум!

 Ну, что ж, погордился сват, сколько следует.

 «Что вы да что вы!» – говорит. А потом и согласился.

 Так и зажили они вместе тихо да мирно – себе и добрым людям на радость, а чертям – на?зло.