Начиная с 40-х годов Тамара Габбе много лет работала в жанре пьесы-сказки. Сюжеты сказочных историй почерпнуты из легенд и героических преданий русского народа («Авдотья-Рязаночка», 1946), складываются из обработок заимствованных. классических сказочных произведений, по-своему понятых и развитых («Хрустальный башмачок», 1941). Оригинальные, придуманные автором драматические истории – «Город мастеров, или Сказка о двух горбунах» (1944) и «Оловянные кольца» («Волшебные кольца Альманзора», 1960) – также навеяны сюжетами мирового фольклора.

Все сказки – о вечных категориях: чести и верности, человеческом достоинстве, глубоких патриотических чувствах – и потому современны. Их конфликтная основа – борьба ума, смелости, талантливого творческого труда, душевной щедрости и бескорыстия с глупостью, праздностью, алчностью и лицемерием. Так, героическая женщина Авдотья-Рязаночка совершает долгий путь в стан хана Батыя, преодолевает тяжкие лишения и готова принять смерть ради спасения плененных защитников Рязани. В «Городе мастеров» автор обращается к средневековой фламандской легенде об освобождении восставшим народом Вольного города мастеров, захваченного чужеземцами. Главный герой – горбун Жильберт, по прозвищу Караколь, добрый, веселый метельщик, любимый всем трудовым людом Города, выступает ловким и отважным народным вождем в столкновении с жестоким, но трусливым герцогом де Маликорном.

В ряде сказок варьируется характерный для фольклора мотив контраста внутренней душевной красоты и внешнего уродства («Хрустальный башмачок», «Сказка про солдата и змею, или Жан Бесстрашный», «Город мастеров», «Оловянные кольца»). В пьесах переплетаются героические и комедийные мотивы, действие развивается напряженно, интригующе, язык персонажей богат и выразителен. В пьесах присутствуют сказочные герои-звери (лев, медведь, заяц), есть волшебный меч Гильома, сбывающиеся пророчества, воскрешение героя и другие сказочные чудеса.

В четырех пьесах помещены стихи, специально написанные С. Маршаком. В «Авдотье Рязаночке» тексты песен в основе свой народные. 


(1941) «Хрустальный башмачок» (драматическая сказка в четырёх действиях) Скачать!

(1943) «Город мастеров, или Сказка о двух горбунах» (представление в четырёх действиях) Скачать!

(1946) «Авдотья Рязаночка» (драматическая сказка в четырёх действиях и шести картинах) Скачать!

(1946) «Хрустальный башмачок» (вариант для художественной самодеятельности)

(1950) «Город мастеров, или Сказка о двух горбунах» (вариант для художественной самодеятельности) Скачать!

(1953) «Оловянные кольца» (сказка-комедия в четырёх действиях) Скачать!

(1958) «Сказка про солдата и змею» (представление в трёх действиях и одиннадцати картинах – 2-я редакция пьесы «Жан Бесстрашный») Скачать!

(1948) «Дальнее следование» (комедия в одном действии)

(1953) «Волынщик из Стракониц» (И.К. Тыл. Пьеса-сказка в трех действиях. Перевод с чешского и новый сценический вариант Т.Габбе, Ф.Даниэл, Б.Метальникова)


Жан из Брасс-Дель (фламандская сказка, перессказ Л. Лесной) – эта сказка стала литературной основой для пьесы Тамары Габбе «Сказка про солдата и змею» Скачать!