Маршак Самуил Яковлевич (23. Х (4. XI). 1887 – 4. VII. 1964) – русский советский поэт, драматург, переводчик, автор детских пьес-сказок: «Сказка про козла», «Петрушка-иностранец», «Кошкин дом», «Терем-теремок», «Двенадцать месяцев» (1946), «Горя бояться – счастья не видать» (1954), «Умные вещи» (1945, нов. редакция – 1964).

Маршак относится к той редкой категории везунчиков, для кого случайные встречи оказались решающими в судьбе.
Самуил Яковлевич родился 3 ноября 1887 года в городе Острогожске под Воронежем. Отец его, Яков Миронович Маршак, служил мастером на местном мыловаренном заводе братьев Михайловых. Он являлся специалистом в деле мыловарения и очистки растительных масел. Мать, Евгения Боруховна (Борисовна) Гиттельсон, дочь раввина Витебска, была домохозяйкой.
Детство Самуила прошло в Острогожске. Там он поступил в гимназию. Летом 1902 года отец решил показать сыновьям Петербург. Специально для этого в пригороде столицы Лесном сняли дачу. Однажды Самуил предложил устроить домашний театр. На представлении он с успехом читал свои стихи, после чего кто-то из дачников отвез талантливого мальчика к известному еврейскому меценату барону Д.Г. Гинзбургу, а Гинзбург познакомил юного вундеркинда, как сходу определили Самуила, с В.В. Стасовым. Так рассказывал сам Маршак. Что было на самом деле, неизвестно. Встреча со Стасовым произошла 4 августа 1902 года. Этот день определил всю дальнейшую судьбу мальчика.
Стасов обратился за помощью к великому князю Константину Константиновичу, и тот велел перевести подростка-вундеркинда из Острогожска в Третью петербургскую гимназию. Жил Самуил в доме Стасова, обучение его оплачивал Гинзбург. 
22 августа 1904 года Стасов представил Маршака А.М. Горькому, и тот взял подростка под свое покровительство. Когда появились подозрения, что Самуил болен туберкулезом, Алексей Максимович отправил его в Ялту и оказывал юноше всемерную помощь. Больной излечился.
По совету Стасова и Горького Самуил готовился стать еврейским поэтом, почему его первым опубликованным произведением оказалось стихотворение «20 Таммуза» (журнал «Еврейская жизнь», 6 книга 1904 года). Это стихотворение было написано на смерть Теодора Герцеля, основателя Всемирного сионистского конгресса. Тогда же напечатали первую книжку Маршака – «Синоиды». Впоследствии Самуил Яковлевич повсюду выискивал эти издания и уничтожал. Сам он утверждал, что публиковаться начал с 1907 г. в прославленном журнале мирискусников «Сатирикон».
В 1911 году «Всеобщая газета» направила Самуила Яковлевича собственным корреспондентом на Ближний Восток. На корабле, везшем его в Палестину, Маршак влюбился в Софью Михайловну Мильвидскую. Когда через полгода молодой человек вернулся в Петербург, дома его ждала любящая невеста. Бракосочетание Самуила и Софьи состоялось 13 января 1912 года.
В сентябре того же года супруги отправились на учебу в Лондон. Предварительно Маршак заключил договоры сразу с несколькими газетами, репортером которых готов был стать. На гонорары от этих изданий молодожены и жили в Англии.
На родину Маршаки вернулись накануне Первой мировой войны. Поскольку родители Самуила Яковлевича жили тогда в Финляндии, в городке Сайрала, было решено обосноваться там. 29 мая 1914 года в финском городе Тинтерне у них родилась дочь Натанель. Девочка прожила недолго. 3 ноября 1915 года, в день рождения Самуила Яковлевича, случилась самая страшная трагедия в его жизни – по недогляду взрослых полуторагодовалая Натанель опрокинула на себя кипящий самовар и заживо сварилась.
Потрясенные Маршаки уехали в Россию, где встал вопрос о призыве Самуила Яковлевича на фронт. К счастью, он был комиссован по причине слабого зрения. 
Поначалу супруги жили в Воронеже. В Петроград они вернулись лишь в конце 1916 года, а 25 февраля 1917 года родился их сын Иммануэль. 
Самуил Яковлевич был среди тех, кто встречал В.И. Ленина на Финляндском вокзале и слушал знаменитые Апрельские тезисы с призывом к социалистической революции. Однако в революционных событиях он активного участия не принимал.
Толчком к обращению писателя к детской литературе послужила очередная встреча. В конце 1918 года в Краснодаре, где Маршаки спасались от голода, Самуил Яковлевич познакомился с Елизаветой Ивановной Дмитриевой, прославившейся в русской литературе под псевдонимом Черубина де Габриак. Они решили вдвоем организовать детский театр, благо командование Красной армии поддержало эту инициативу. Правда, воплотить задуманное в жизнь удалось только в 1920 году в краснодарской драматической студии клуба Красной армии. К открытию театра Маршак и Дмитриева написали пьесу «Летающий сундук» по мотивам сказки Х.К. Андерсена. Это было первое произведение Самуила Яковлевича для детей. 
18 июля 1920 года в помещении краснодарского городского театра им. Луначарского состоялась премьера «Летающего сундука». Так в новой России родилось первое детское учреждение – вокруг краснодарского театра сложилось объединение, ставшее прообразом широко распространившихся впоследствии дворцов пионеров. В том же году на сцене этого театра была поставлена написанная для него сказка С.Я. Маршака «Кошкин дом». Вместе с Дмитриевой они сочинили целый сказочный репертуар для детского театра.
В середине мая 1922 года Маршаки и Дмитриева с мужем уехали в Петроград. Там Самуил Яковлевич получил должность завлита Театра юных зрителей. Дмитриева стала его замом. Одновременно Маршак много писал для детей. Уже в 1923 году были опубликованы книги «Детки в клетке», «Сказка о глупом мышонке», «Синяя птица», «Пожар». 
Когда встал вопрос, об учреждении нового журнала для детей при издательстве «Петроградская правда», редактором его пригласили Маршака. Журнал получил название «Новый Робинзон». К работе в издании Самуил Яковлевич привлек лучшие литературные силы города. 
В 1925 году у Маршаков родился сын Яков.
Вскоре Самуил Яковлевич возглавил Ленинградскую редакцию Детгиза, Ленгосиздат, издательство «Молодая гвардия». Не стоит заблуждаться, все эти должность по тем временам были мелкими и малозначительными. 
Именно в это время в жизни Маршака появилась Тамара Григорьевна Габбе, которую называют его альтер эго. Она автор известных ныне в стране пьес-сказок «Город мастеров, или Сказка о двух горбунах» и «Оловянные кольца, или Волшебные кольца Альманзора». До конца жизни в 1960 году (с перерывом на тюремное заключение) Габбе была первым редактором и постоянным литературным советчиком Самуила Яковлевича.
Здесь я вынужден прервать последовательное изложение биографии С.Я. Маршака. Причина – отсутствие таковой. В обширной литературе можно найти бескрайний океан дифирамбов и восхвалений великого Маршака, над темными водами которого возвышаются редчайшие вехи конкретных событий. Причины происходившего, создающие подлинную картину жизни, остаются под водами славословия. Правда, честные исследователи вроде автора тома «Маршак» в ЖЗЛ Матвея Моисеевича Гейзера откровенно признают, что причин происходившего не знают.
В 1930-е годы почти все окружение Самуила Яковлевича было репрессировано, его же не только не тронули, но Маршак имел возможность хлопотать об арестованных, и власти шли ему навстречу, освобождая его протеже. А ведь считалось, что Самуил Яковлевич был в стране всего лишь мелким чиновником без властной поддержки. Более того, якобы спасаясь от репрессий, Маршаки в годы, когда уже была введена прописка, спокойно переехали на жительство в Москву, где сходу получили великолепную по тем временам квартиру.
Начиная с 1942 года Маршака буквально засыпали наградами. Только важнейших премий он получил 5: четыре Сталинские премии – в 1942 году (за подписи к карикатурам Кукрыниксов), в 1946 году (за пьесу «Двенадцать месяцев»), в 1949 году (за переводы сонетов У. Шекспира), в 1951 году (за сборник «Стихи для детей») и Ленинскую премию в 1963 году (за книгу «Избранная лирика»). Согласитесь, при всем уважении к гению Маршака – переводчика английской классической поэзии, значение деяний и величина наград за них несоразмерны. Учитывая характер И.В. Сталина, поводы для награждения притянуты за уши. Почему такой почет? Необъяснимо.
Каким образом Маршак стал общепризнанным главой советской литературы для детей? Необъяснимо. 
Из открытых источников известно, что после войны Самуил Яковлевич занимался финансированием вывоза из Советской Прибалтики в Палестину еврейских детей сирот. Причем занимался он сбором средств у видной еврейской интеллигенции, явно находившейся под колпаком у НКВД. Однако после убийства С.М. Михоэлса и последовавшего затем разгрома еврейского Антифашистского комитета, организовавшего осенью 1948 года массовые еврейские манифестации в Москве к приезду посла Израиля Голды Мейер, Маршака не только не репрессировали (а репрессировали тогда очень многих), но в 1949 году наградили очередной Сталинской премией. Почему такая избранность? Непонятно.
Оставим эти вопросы профессиональным историкам. Их можно перечислять до бесконечности. Я же кратко назову общеизвестные вехи из жизни Маршака. 
В годы Великой Отечественной войны Самуил Яковлевич оставался в Москве и периодически выезжал с поэтическими чтениями на фронт, писал сатиру, фельетоны и статьи в газеты. Не забывал он и о детях. В 1943 году была сочинена для МХАТа пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» – обработка словацкой народной сказки. 
10 февраля 1946 года умер от туберкулеза сын писателя Яков.
В 1953 году умерла Софья Михайловна Маршак.
В конце жизни Самуил Яковлевич почти ослеп по причине катаракты. Последней сказкой и последним произведением, им созданным, стала пьеса-сказка «Умные вещи». Опубликована уже после смерти автора в журнале «Юность».
Самуил Яковлевич Маршак скончался 4 июля 1964 года в Москве. Похоронили его на Новодевичьем кладбище. 

ПЬЕСЫ-СКАЗКИ 

Волшебная палочка. Сказка в двух действиях с прологом.

Горя бояться – счастья не видать. Сказка-комедия.

Двенадцать месяцев.  Драматическая сказка.

Золотое колесо.  Театральная игра в трех картинах.

Кошкин дом. Представление по мотивам народных детских песен.

Опасная привычка. Сказка в двух действиях.

Петрушка. Народная кукольная комедия в одном действии.

Петрушка-иностранец. Сказка для чтения и представления.

Сказка про козла. Сказка для чтения и представления.

Сказка про лентяя. Сказка в одном действии.

Скоморохи. Пролог к русской сказке.

Терем-теремок. Представление по мотивам народных сказок и песен.

Умные вещи. Сказка-комедия в трех действиях.

Зеленый мяч (совместно с Е. Васильевой). Сказка в двух действиях.

Кошкин дом. Вариант 1946 года.

Теремок. Вариант 1946 года.

Летающий сундук (совместно с Е. Васильевой). Пьеса-сказка.

Таир и Зорэ. Пьеса-сказка.

Финист Ясный Сокол. Пьеса-сказка.

ПЬЕСЫ НА СЮЖЕТЫ МАРШАКА

Двенадцать месяцев.  Литературно-сценический вариант В. Демина.

Двенадцать месяцев.  Редакция для театра А. Зыкова.

Двенадцать месяцев.  Продолжение сказки П. Лукова.

Кошкин дом. Редакция Ю. Дунаева.

Тили-бом, тили-бом. Музыкальная лесная сказка в двух действиях В. Марро.

Сказка об умном мышонке. Инсценировка В. Лысенко.

Человек рассеянный. Сентиментальная история в двух частях Н. Скороход.  

«Зеленый цвет» – пьесы, которые есть у нас в электронном виде. Их можно будет скачать, кликнув на значок, расположенный рядом с названием пьесы. Пока же идет работа по наполнению портала, вы можете оставить заявку на Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. и получить их по электронной почте.

«Желтый цвет» – пьесы, которые есть у нас в книжных изданиях. Мы готовы перевести их в электронный вид, если вы сможете предложить нам редкую пьесу взамен из нашего списка. Наверняка у вас отыщется что-то интересное. Кроме этого, в данной группе есть несколько пьес, которые мы можем отправить вам, спросив разрешение у автора пьесы. В крайнем случае, вы можете получить текст пьесы в электронном виде, оплатив нам компенсацию расходов на оцифровку, хотя это менее желательно. Средства, полученные от вас пойдут на поиск и приобретение новых пьес. И все-таки для нас предпочтительнее «натуральный обмен» – пьеса за пьесу.

«Красный цвет» – пьесы, которых у нас, к сожалению, нет и которые мы ищем. Если у вас есть эти пьесы, то мы готовы на них обменять те пьесы, которые есть у нас