Петер Асбьёрнсен и Йорген Му. 

Их называют норвежскими братьями Гримм. На деле они были друзьями-студентами и порознь увлеклись собиранием норвежских народных сказок. Их союз и общие цели в конечном итоге породили важнейшую составляющую духовных основ национального самосознания норвежцев. Не даром один из них, Петер Асбьёрнсен, изображен на норвежских деньгах как символ единения нации.

Петер Асбьёрнсен родился 15 января 1812 г. в Кристиании (ныне Осло). Отцом его был стеклодув Андерс Асбьёрнсен, матерью – простая женщина Элизабет Тюрайн Брун.

Мальчик появился на свет в переломные для Норвегии годы. В 1812 г. страна входила в Датско-Норвежскую унию и подчинялась датчанам. В наполеоновских войнах уния участвовала на стороне французов. Державы-победительницы передали Норвегию своей союзнице Швеции. Летом 1814 г. была образована Шведско-Норвежская уния – до 1905 г. норвежцы находились под властью шведского короля. В противостоянии шведскому засилью и приобрела особое значение идея национального самоопределения норвежцев.

Отец Петера круглыми сутками пропадал в мастерской, а вот мать занималась детьми. Элизабет была женщиной очень странной: она наяву видела гномов, эльфов, различных подземных ужастиков, к ней заглядывали в гости привидения в белых саванах, и всякий раз мать рассказывала детям о своих очередных встречах с потусторонним. Это были не сказки, для Элизабет и ее отпрысков таковой была повседневная реальность.

В школу болезненный Петер пошел относительно поздно. На 16 году жизни, в 1828 г., он познакомился с 15-летним Йоргеном Мо (правомерны два варианта написания его фамилии – Мо или Му). Юноши подружились столь крепко, что однажды порезали себе пальцы, смешали кровь и объявили себя побратимами.

Студент Асбьёрнсен изучал естественные науки и медицину, а потом 3 года преподавал в Ромреке. Там он влюбился в девушку по имени Матильда Кэролайн. Матильда вышла замуж за другого, и это был жесточайший удар по Петеру. Даже сегодня история безответной любви сказочника остается одной из самых обсуждаемых в Норвегии. Многие исследователи утверждают, что разрыв с девицей подтолкнул Асбьёрнсена начать собирать народные сказки.

Тем временем Йорген Му работал помощником архивариуса в Национальном архиве и пытался пробиться в печать как поэт. И тоже увлекся собиранием сказок.

Однажды друзья встретились. Норвежцы не знают, кто из них предложил объединить усилия и вместе искать народный фольклор. Большинство склоняются к тому, что Му. Но доказательств тому нет. Как бы там ни было, в 1837 г. друзья приступили к осуществлению своего замысла. Они поделили между собой обязанности: Асбьёрнсон записывал и обрабатывал смешные, веселые сказки, а Му – философские, нравоучительные. Коллекционеры привлекли к этому делу помощников-энтузиастов, которые собирали материал в различных регионах страны.

Подготовленные, собранные в единое из множества вариантов, творения издавали выпусками под общим названием «Норвежские народные сказки». Первый сборник появился в 1841 г., он принес друзьям общенародное признание и благодарность. В 1842—1844 гг. вышли еще 3 выпуска собранных ими сказок. Результат оказался неожиданным: именно это сказочное собрание непонятным образом убедило норвежцев в том, что они являются народом, отличным от всех прочих народов, со своей неповторимой душой и со своим созидательным потенциалом.

В 1848 г. Асбьёрнсен опубликовал собственную книгу «Сказки о хульдрах», которая окончательно утвердила за ним первое место среди норвежских фольклористов. Хульдрами в Норвегии называют необычайно красивых сказочных девушек с коровьими хвостами, которые соблазняют юношей и навечно уводят их в леса.

Сотрудничество Асбьёрнсена и Му продолжалось четверть века. В 1864 г. их жизненные пути окончательно разошлись. Впрочем, коллекционирование сказок было их хобби, в отдельности каждый занимался своим делом.

В 1846—1853 гг. Асбьёрнсен как исследователь морской фауны получил ряд стипендий для изучения организмов в прибрежных водах Норвегии. Под конец программы, в 1853 г., он открыл большую морскую звезду 60-ти см в диаметре, кораллового цвета с перламутровым отливом. Теперь эта звезда называется Украшением Брисингов или Звездой Брисингов. В 1849—1850 гг. Петер принял участие в российской научной экспедиции по Средиземному морю на военном корвете «Орел».

Тем временем Му все более и более уходил в религию. В 1845 г. он стал профессором теологии в Военной академии, а в 1853 г. принял священнический сан и 10 лет служил штатным капелланом в церкви Ульберга в Крёдсхераде. Там он и женился. После смены ряда приходов в 1870 г. Му стал епископом и служил в Южной Норвегии до декабря 1881 г., пока не вышел на пенсию по болезни.

В 1858 г. Асбьёрнсен поступил на государственную службу в должности главного лесничего Норвегии, в 1864 г. он получил второй пост – главного торфяника Норвегии. В 1876 г. он вышел на пенсию.

Умер Петер Кристен Асбьёрсен 6 января 1885 г. в Кристиании. Похоронен на столичном кладбище Фрелсерс (Спасителя). Йорген Му скончался раньше – 27 марта 1882 г.

Любопытно, что дело Асбьёрнсена и Му продолжил сын последнего – Молтке Му, выдающийся норвежский фольклорист, профессор университета Кристиании.

© Виктор Еремин

 


 

КОРОЛЕВСКИЕ ЗАЙЦЫ

Г. Хакен. Королевские зайцы. Пьеса-сказка.

В. Яковлев. Не спящая принцесса или как сосчитать всех зайцев. Пьеса для театра кукол.

Н. Александров. Королевские зайцы. Пьеса.

А. Любарская. Королевские зайцы. Сценарий.

Д. Филин. Королевские зайцы. Инсценировка.