История не знает сослагательного наклонения. Вернее, история пытается отрицать сослагательное наклонение, но жизнь вынуждает признавать его. Яркий пример тому – судьба Павла Петровича Бажова. Не случись Великая Октябрьская социалистическая революция, и не было бы на свете сказочника Бажова, не родились бы из недр народной мудрости грандиозные уральские сказы. Об этом можно спорить сколько угодно, но я уверен – создания Бажова связаны с социалистической революцией во много раз более крепкими узами, чем сказки тех же А.П. Гайдара или Ю.К. Олеши.

Павел Петрович Бажов родился 27 января 1879 г. в небольшом уральском городке Сысерти под Екатеринбургом. Отец его, Петр Васильевич Бажов, работал мастером на сварке пудлингово-сварочного цеха местного металлургического завода, принадлежавшего Д.П. Соломирскому (Турчанинову). Мать, Августа Степановна, выходила замуж круглой сиротой, она славилась в городе как кружевница-рукодельница «на заказ». Павлик оказался единственным сыном Бажовых, в семье росли еще 6 сестер.

Поскольку Петр Васильевич был несдержанным на язык человеком, но отличным работником, начальство то и дело «ссылало» строптивца на очередной завод Соломирского. Кочевала с ним и семья, хотя в Сысерти у Бажовых имелся собственный добротный дом с хозяйством. Через год после рождения будущего писателя отца его отправили в Северский завод; в 1884 г. семья вернулась в Сысерть, где жили до 1890 г.; затем отца отправили в Полевской завод, откуда в 1893 г. Бажовы перебрались в Вершинку (на Верх-Сысертский завод).

Родители мечтали выучить сына, но стоило это слишком дорого. Мальчика отдали в земскую трехлетку. Там на него обратил внимание ветеринарный врач Н.С. Смородинцев, который посоветовал Бажовым учить сына дальше. Он же помог пристроить Павлика в Екатеринбургское духовное училище. Жил мальчик в доме Смородинцева в поселке Верх-Исетского завода. Училище он с успехом окончил в 1893 г. и сразу поступил в Пермскую духовную семинарию, где занимался до 1899 г. Бажову предложили продолжить обучение стипендиатом в Киевской духовной академии, но к тому времени умер отец, а мать начала слепнуть.

Пришлось Павлу устроиться учителем начальной школы в деревню Шайдуриху под городом Невьянском. Местный школьный инспектор попытался заставить недавнего семинариста преподавать Закон Божий. Молодой человек отказался и осенью 1899 г. перешел учителем русского языка в родное Екатеринбургское духовное училище. Сентябрь 1899 г. Павел Петрович считал началом своей трудовой деятельности. В том же году он пытался поступить в Томский университет, но ему отказали в приеме документов как недавнему семинаристу.

Бажов учительствовал в Екатеринбурге до 1914 г. – вначале в духовном училище, а с 1908 г. – в женском епархиальном училище, готовившем сельских учительниц.

В 1911 г. Павел Петрович женился на своей недавней ученице, девушке из очень бедной семьи Валентине Александровне Иваницкой. Вскоре у молодой четы родились дочери погодки Ольга и Елена. Содержать растущую семью оказалось сложно, и Бажовы переехали поближе к сестрам жены – в город Камышлов. Павел Петрович устроился там преподавателем русского языка в местное духовное училище. В Камышлове, в самый разгар Гражданской войны, у Бажовых родился сын, умерший от голода грудничком. Следующим стал сын Алексей.

Все эти перипетии не мешали Бажову в каждые каникулы выезжать на уральские заводы, чтобы собирать там местный фольклор. Таково было его увлечение. Еще семинаристом Павел подрабатывал писанием мелких репортажей для местной газеты, так что литературный труд он «познал с младых ногтей». Первая серьезная публикация Бажова – статья «Д.Н. Мамин-Сибиряк как писатель для детей» состоялась в 1913 г.

Когда грянула Февральская революция, Бажов, с семинарской скамьи участвовавший в революционном движении, перешел на общественную работу. В июне 1917 г. он был избран членом Камышловского Совета крестьянских, рабочих и солдатских депутатов, редактировал «Известия Камышловского Совета». С началом Гражданской войны Бажов поступил добровольцем в Красную Армию и принимал участие в боевых операциях на Уральском фронте.

В декабре 1918 г. штаб 29 дивизии, в которой Бажов был секретарем партячейки и редактором дивизионной газеты, попал в окружение под Пермью. Писатель оказался в плену, но будучи в гражданской одежде, ухитрился сбежать из тюрьмы. В ту же ночь его плененных товарищей вывели на мороз и поливали водой, пока они не превратились в ледяные статуи. Сбежавший Бажов скитался по Сибири, пока не встретил томского учителя Мацука. На пару они собрали партизанский отряд, но через несколько месяцев были разгромлены белыми. И вновь Павел Петрович спасся, скитался по Казахстану, пока не пристал к Красной Армии.

В июне 1919 г. по заданию Сиббюро ЦК РКП(б) Бажов с документами на имя страхового агента Павла Петровича Бахеева был направлен в Усть-Каменогорск для организации там подпольной работы в тылу армии Колчака. После освобождения Усть-Каменогорска он под той же фамилией Бахеева налаживал выпуск газеты «Известия Усть-Каменогорского уревкома» и одновременно заведовал информационно-инструкторским подотделом уревкома, отделом народного образования, был председателем уездного бюро профсоюзов. Полагая, что останется здесь насовсем, вызвал к себе семью. В августе 1920 г. партийная конференция избрала Павла Петровича председателем Усть-Каменогорского уездного комитета партии. А еще через месяц Бахеев стал членом Семипалатинского губкома РКП(б). В феврале 1921 г. он был переведен на работу в Семипалатинск, в губернский профсовет… Там Павел Петрович заболел малярией и в мае 1921 г. возвратился на лечение в Камышлов, теперь уже под собственной фамилией Бажов.

В Камышлове активный партийный деятель был назначен редактором уездной газеты «Красный путь». В октябре 1923 г. партия направила Бажова в Свердловск (переименованный Екатеринбург), заведовать отделом крестьянских писем в областной «Крестьянской газете», где и началась настоящая литературная деятельность писателя. В 1924 г. в Свердловске вышла первая книга Павла Петровича «Уральские были (Из недавнего быта Сысертских заводов)» – о жизни дореволюционной Сысерти.

В 1925 г. у Бажовых родилась младшая дочь Ариадна. Впоследствии она вышла замуж за сына А.П. Гайдара – Тимура и является матерью одного из главных соучастников развала СССР и непосредственного виновника развязывания Чеченских войн 1990-х гг. Е.Т. Гайдара*.

* Для любопытных, вторым браком Е.Т. Гайдар женился на Марии Аркадьевне Стругацкой, дочери известного фантаста, так что его дети являются прямыми наследниками сразу трех знаменитых отечественных писателей.

Долгое время Павел Петрович писал очерки и повести о революционных героях. Сам он особого значения этим работам не придавал, считая их заурядной поденщиной. Всего в газетах и издательствах Бажов проработал более 20 лет.

Первый кризис случился в 1933 г. На Павла Петровича написали донос в НКВД о том, что в царское время он дослужился до коллежского асессора, что давало ему личное дворянство, но скрыл этот факт от партии. СССР еще только стоял на пороге массовых репрессий, так что Павел Петрович отделался выговором.

В Свердловске Бажовых постигло большое несчастье: в 1934 г. на заводе, где проходил производственную практику 17-летний Алексей Бажов, произошел взрыв, и юноша погиб. Павел Петрович с трудом пережил эту трагедию. Ему шел 56 год, и казалось, что со смертью сына жизнь утратила всякий смысл. Тогда Бажов попытался найти себя в литературе. Уже в феврале 1936 г. он был зачислен на заочное отделение Литературного института в Москве. По привычке писатель взялся сразу за несколько повестей о революционных событиях на Урале, однако мало что сумел закончить…

В том же 1936 г. в Свердловском книжном издательстве собрались выпустить сборник «Дореволюционный фольклор на Урале». Составителем выступил В.П. Бирюков. Сам Бажов рассказывал: «Первая моя публикация сказов вызвана была именно этим фольклорным сборником – бирюковским. Бирюков собрал сборник. Но он ввел в него то, что обыкновенно в фольклорные сборники помещалось: песни, загадки, сказки, – бытовые, главным образом, их варианты. Фактическим редактором была Блинова. Она поставила вопрос: почему же нет рабочего фольклора? Владимир Павлович ответил, что такого материала нет в его распоряжении, что он его нигде не может найти. Меня это просто задело: как так – рабочего фольклора нет? Я сам сколько угодно этого рабочего фольклора слыхал, слыхал целые сказы. И я в виде образца принес им “Дорогое имечко”». Так было положено начало будущей «Малахитовой шкатулке».

Еще до выхода фольклорного сборника рукопись бажовских сказов попала к писателю В.В. Лебедеву, который отвез ее в Москву. В № 11 журнала «Красная новь» за 1936 г. первыми в жизни писателя были напечатаны сказы «Дорогое имечко», «Медной горы Хозяйка», «Про Великого Полоза», «Приказчиковы подошвы».

А в 1937 г. последовал очередной донос на Бажова в НКВД. Писателя обвинили в том, что в своей книге «Формирование на ходу» он ссылался на воспоминания М.В. Васильева и других героев Гражданской войны, к тому времени объявленных врагами народа. 25 января 1937 г. Павла Петровича исключили из партии и сняли с работы в Свердловском книжном издательстве (тогда он редактировал социально-экономическую литературу). Оставалось только ждать ареста… Бажову повезло – пока он ждал решения своей участи, как врагов народа арестовали и расстреляли и тех, кто лишил его партбилета, и тех, кто уволил его с работы, и тех, кто написал на него донос. Через год Бажова восстановили и в партии, и на работе в издательстве.

Время вынужденного отпуска Павел Петрович использовал для написания лучших своих произведений. К началу 1938 г. у него были готовы 14 сказов. Автор представил их как восстановленные по памяти рассказы дедушки Слышко – Василия Хмелинина, старого рабочего, с которым юный Павел общался 1890-х гг., приезжая на каникулы к родителям в Полевской завод. Сам Бажов был уверен, что так оно и было.

Книга сказов вышла в 1939 г. в «Свердлгизе», накануне 60-летия писателя. Поначалу она называлась «Сказы старого Урала». В первое издание вошли 14 сказов, которые писатель назвал рабочим фольклором. К Бажову сразу пришла ошеломительная слава. Он немедленно был избран руководителем областной писательской организации, назначен главным редактором Свердловского издательства, через год – главным редактором журнала «Уральского современника» (ныне «Урала»). Павел Петрович стал лауреатом Сталинской премии и кавалером ордена Ленина.

К сожалению, в середине 1940-х гг. Бажов начал слепнуть, и работать ему становилось все сложнее. Однако сказочник продолжил дописывать «Малахитовую шкатулку». Всего было создано 56 сказов. Последними сочинены «Васина гора», «Широкое плечо», «Не та цапля».

Ныне «Малахитовая шкатулка» переведена более чем на 100 языков мира.

Павел Петрович Бажов умер 3 декабря 1950 г. в московской больнице, куда был помещен в связи с раком легких. Останки его перевезли в Свердловск (ныне Екатеринбург), где похоронили на Ивановском погосте. 

© Виктор Еремин


КАМЕННЫЙ ЦВЕТОК

С. Зырянов. Каменный цветок. Сказка в двух действиях.

В. Ольшанский. Хозяйка горы. Сказка в двух действиях.

Е. Ординарцева-Тарасенко. Каменный цветок. Пьеса для детей.

К. Смольников Дежавю медной горы. Фольк-рок пьеса.

А. Хохлов. Cказ о Даниле-мастере и Цветке каменном. Пьеса-сказ.

Е. Патрик. Хозяева горы Медной. Пьеса в четырех действиях.

К. Филиппова. Каменный цветок. Пьеса для детского театра.

М. Туберовский. Сокровища медной горы. Сказка в четырех действиях.

МАЛАХИТОВАЯ ШКАТУЛКА

С. Диковский. Малахитовая шкатулка. Пьеса в четырех действиях.

С. Корольков. Малахитовая шкатулка. Пьеса для детского театра.

СЕРЕБРЯНОЕ КОПЫТЦЕ

С. Зырянов. Серебряное копытце.  Музыкальная сказка в двух действиях.

Е. Пермяк. Серебряное копытце.  Пьеса-сказка.

СИНЮШКИН КОЛОДЕЦ

Ю. Дунаев. Синюшкин колодец. История для театра.

Т. Ширяева. Синюшкин колодец. Пьеса-сказка в стихах.

В. Кредин, Е. Бурма. Синюшкин колодец. Пьеса для театра кукол в двух актах.

ДРУГИЕ СЮЖЕТЫ СКАЗОВ 

Е. Пермяк. Ермаковы лебеди.  Пьеса-сказка.

К. Филиппова. Сказы старого Урала. Пьеса для детского театра.

К. Филиппова. Полозова дочка. Пьеса для детского театра.