Антон Павлович Чехов – крупнейший русский писатель, драматург, классик мировой литературы. Из написанных им порядка 900 произведений немалое количество вошло в сокровищницу не только русской литературы; спектакли по его пьесам до сих пор не сходят с театральных подмостков в разных уголках мира.

Антон Павлович появился на свет 17 (29) января 1860 года в Екатеринославской губернии, г. Таганрог. Его отец был купцом, и сыновья, в том числе Антон, помогали ему в лавке с малых лет. Кроме того, они ежедневно по утрам пели в церковном хоре, поэтому их детство было далеко не безоблачной и беззаботной порой.

После окончания местной греческой школы 8-летний Чехов становится учащимся гимназии, которая на то время в южной России была одним из старейших учебных заведений с богатыми традициями. Этот период биографии имел чрезвычайно большое значение для его становления как человека и писателя. Будучи гимназистом, он полюбил чтение и театр, здесь сформировалось его мировоззрение. В стенах гимназии он впервые попробовал себя в литературе, начал писать короткие юмористические рассказы, зарисовки.

После ее окончания в 1879 году Чехов поступил в Московский университет, на медицинский факультет. К этому же времени относится его дебют в журнале «Стрекоза», который в 1880 году опубликовал рассказ первокурсника «Письмо к ученому соседу» и его же юмористическую зарисовку «Что чаще всего встречается в романах повестях и т.п.». Впоследствии Чехов продолжал творить в рамках малых литературных форм: его фельетоны, юморески, рассказы появлялись в юмористических изданиях «Будильник», «Зритель», «Осколки». Сочинения Чехов подписывал различными псевдонимами – Чехонте, Брат моего брата, Человек без селезенки и другими.

В 1882 году у него был уже готов первый сборник рассказов, однако он так и не увидел свет (не исключено, что его не пропустила цензура), но уже спустя два года, в 1884 году, сборник рассказов «Сказки Мельпомены» был опубликован. Этот год оказался примечательным еще и окончанием учебы, получением диплома уездного врача. Чехов приступил к профессиональной деятельности в Чикинской больнице, позднее местом его работы был Звенигород.

На протяжении 1885–86 годов А.П. Чехов был верен себе как автор коротких рассказов, главным образом, юмористического характера. Однако старшие собратья по перу - Д. Григорович, В. Билибин, А. Суворин - выражали сожаление по поводу растраты таланта на подобную «мелочевку». Начинающий литератор внял этим рекомендациям, и постепенно его рассказы приобретали больший объем и серьезность содержания.

Важным свидетельством перестройки образа мыслей стали путешествия 1887 года. Заметно сократив сотрудничество с юмористическими изданиями, он путешествовал по родному южному краю, позднее посетил Кавказ, Крым. Результатом пребывания на юге стало написание рассказа «Степь», с которым он дебютировал в толстом журнале «Северный вестник». Критики не оставили это сочинение без внимания. Впоследствии Чехов сотрудничал не только с «Северным вестником», но и с «Жизнью», «Русской мыслью»; увидел свет целый ряд отдельных произведений и сборников, а в 1888 году его «В сумерках» были награждены половиной Пушкинской премии. Публика не пропускала ни одного его нового произведения, известность и авторитет Чехова-литератора неуклонно росли. Вторая половина 80-ых годов была отмечена интенсивной работой над драматическими произведениями.

Несмотря на внешнее благополучие писательской судьбы, Чехов оставался неудовлетворен своим творчеством, ощущал нехватку знания жизни. На выручку пришло проверенное средство - путешествие, на этот раз на остров Сахалин, место, куда ссылали каторжников. Некоторое время Чехов держал решение отправиться туда в тайне, и, когда в январе 1890 года поделился замыслом со знакомыми, в обществе это произвело настоящий фурор. Прибыв 23 июля 1890 года на остров, несколько месяцев писатель провел в активном общении с местными обитателями, собрал о жителях Сахалина богатую картотеку, вопреки запрету местной администрации контактировал с политзаключенными. После долгого путешествия 19 декабря он прибыл в Тулу, где его встречали родственники. Следующие 5 лет были посвящены написанию книги очерково-публицистического характера «Остров Сахалин». Как признавался сам писатель, это путешествие сыграло чрезвычайно важную роль в его дальнейшей творческой биографии.

Возвратившись с Сахалина, А. Чехов до 1892 года жил в Москве, а затем по 1899 год проживал в купленном им имении Мелихово в Подмосковье. Там он лечил крестьян, содействовал строительству школ, оказывал помощь беднейшему населению и, конечно же, продолжал писать. За период «мелиховского сидения» из-под его пера вышло 42 произведения, среди которых известнейшие «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Палата № 6» и др. Принято считать, что 1893 год ознаменовал собой начало нового этапа в творческой деятельности, во время которого были созданы знаменитые пьесы «Чайка» (1896), «Дядя Ваня» (1897), «Три сестры» (1900-01), «Вишневый сад» (1903-04); все они вошли в репертуар открытого в 1898 году МХТ.

В 1899 году Чехов покидает подмосковное имение и обосновывается в Ялте, в построенном им доме. На переезд писателя сподвигли смерть отца и ухудшение состояния из-за туберкулеза. В 1901 году он женится на О. Книппер, актрисе МХТ, и бывает в Москве лишь наездами. В ялтинском доме Чехова побывали многие известные личности, в частности, И. Бунин, М. Горький, Лев Толстой и другие. В 1902 году Антон Павлович отказался от присужденного ему двумя годами ранее титула почетного академика, протестуя тем самым против того, что Николай II лишил этого же звания М. Горького.

В 1904 году Чехов отправился поправлять здоровье на немецкий курорт, в Баденвейлер. Здесь 2 (15) июля 1904 года он скончался, его тело привезли в Россию и 22 июля похоронили в Успенской церкви, на монастырском кладбище, возле отца. Когда кладбище в Новодевичьем монастыре упразднили, останки писателя в 1933 году перезахоронили на кладбище, расположенном за монастырем.


ИНСЦЕНИРОВКИ РАССКАЗОВ

Автор неизвестен. Злоумышленник. Инсценировка.

Автор неизвестен. На мельнице. Инсценировка.

Автор неизвестен. Скорая помощь. Инсценировка.

Автор неизвестен. Хирургия. Инсценировка.

Т. Браз. Санитарная комиссия. Инсценировка.

Т. Браз. Хороший конец. Инсценировка.

Ю. Головащенко. Дамы. Инсценировка.

Н. Дорохин. Егерь. Инсценировка.

Н. Дорохин. На даче. Инсценировка.

Н. Дорохин. Полинька. Инсценировка.

Н. Дорохин. Сельские эскулапы. Инсценировка.

Н. Дорохин, Ю. Гегулин. Хамелеон. Инсценировка.

А. Ирошников. Мертвый труп. Инсценировка.

А. Ирошников. Ты и вы. Инсценировка.

А. Ирошников. Хамелеон. Инсценировка.

Д. Медведенко. Невеста. Инсценировка.

И. Москвин. Хирургия. Инсценировка.

И. Персонов. Беспокойный гость. Инсценировка.

И. Персонов. Ведьма. Инсценировка.

В. Попов. Канитель. Инсценировка.

А. Ульянинский. Маски. Инсценировка.

А. Ульянинский. Хористка. Инсценировка.

А. Чижов. Поленька. Инсценировка.

Б. Юрцев. Лошадиная фамилия. Инсценировка.

КАШТАНКА

Е. Сперанский. Каштанка. Пьеса для театра кукол.

Л. Браусевич. Каштанка. Пьеса для кукольного театра.

СВАДЬБА  

Л. Хаит, Ю. Фридман. Свадьба. Вариант для театра кукол. 

«Зеленый цвет» – пьесы, которые есть у нас в электронном виде. Их можно будет скачать, кликнув на значок, расположенный рядом с названием пьесы. Пока же идет работа по наполнению портала, вы можете оставить заявку на Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. и получить их по электронной почте.

«Желтый цвет» – пьесы, которые есть у нас в книжных изданиях. Мы готовы перевести их в электронный вид, если вы сможете предложить нам редкую пьесу взамен из нашего списка. Наверняка у вас отыщется что-то интересное. Кроме этого, в данной группе есть несколько пьес, которые мы можем отправить вам, спросив разрешение у автора пьесы. В крайнем случае, вы можете получить текст пьесы в электронном виде, оплатив нам компенсацию расходов на оцифровку, хотя это менее желательно. Средства, полученные от вас пойдут на поиск и приобретение новых пьес. И все-таки для нас предпочтительнее «натуральный обмен» – пьеса за пьесу.

«Красный цвет» – пьесы, которых у нас, к сожалению, нет и которые мы ищем. Если у вас есть эти пьесы, то мы готовы на них обменять те пьесы, которые есть у нас