Скажем сразу: в США к творчеству Дж. Ч. Харриса относятся с великим скептицизмом. Это как минимум. Писателя обвиняют в том, что самостоятельно он не сочинил ни строчки, лишь записал сказки негров, наслушавшись рабов на плантациях. Может ли быть предъявлено такое обвинение сказочнику? Наивный вопрос, на него есть только однозначный ответ: нет! Другие обвинения сводятся к тому, что сказками своими Харрис якобы унизил черное население Америки: белый покусился на святая святых негров – на их культуру! Более того, поскольку сказки маленькому сыну белого плантатора рассказывает старый черный раб Римус, писателя обвиняют в оправдании рабства. Нам остается только развести руками и рассказать о непростой судьбе этого скромного человека.

Джоэль Чандлер Харрис родился 9 декабря 1845 года в городке Итонтоне, штат Джорджия. Его отец был рабочим-поденщиком, больше о нем ничего не известно. Мать, Мэри Энн Харрис, происходила из семьи ирландских эмигрантов и возрастом была старше любовника. Девица сама ушла с ним из дома. Мужчине Мэри была безразлична, и он без сожаления бросил ее беременную, когда скитальцы проходили через Итонтон. К счастью, некий доктор Эндрю Рид отнесся к бедняжке с сочувствием и позволил ей поселиться в принадлежавшем ему малюсеньком пустом домике на окраине. Мать назвала сына Джоэлем в честь доктора, бесплатно принимавшего у нее роды, Чандлером – в память о ее дяде, и дала свою фамилию, поскольку никогда не была замужем. Клеймо незаконнорожденного всю жизнь тяготило Харриса, причем окружающим этот факт был безразличен, но для самого писателя – унизителен.

Мэри подрабатывала шитьем и помогала соседям по хозяйству, но в основном они с сыном жили на то, что по щедрости душевной приносили горожане. Мать была грамотной и приохотила сына к чтению книг. Когда подошел возраст, доктор Рид за свой счет отдал мальчика в школу.

В марте 1862 года Харрис бросил школу и устроился работать на плантацию к Джозефу Аддисону Тёрнеру, издателю местной газеты. В оплату ему шли одежда, комната и питание.

Всю жизнь Харрис был патологически стеснительным человеком. Способствовал этому и ярко-рыжий цвет его волос (чтобы их скрывать, писатель даже в помещениях носил широкополую шляпу). Зато общение с чернокожими рабами снимало с него это болезненное состояние. Поэтому на плантации он предпочитал общаться с неграми, благодаря чему и познал фольклор американских рабов, заучив все, вплоть до интонаций и жестикуляции рассказчиков.

Тем временем в США шла гражданская война республиканского Севера и рабовладельческого Юга (1861–1865). Газета Тёрнера была одной из ведущих в южных штатах. Издатель привлек к работе в ней Харриса, благодаря чему молодой человек набрался журналистского опыта.

После поражения в войне южан газету в мае 1866 года прикрыли. Через какое-то время Харрис устроился журналистом в самую большую газету штата Джорджии «Утренние новости Саванны». Очень быстро он стал ведущим юмористом издания.

В 1872 году Джоэль встретил 17-летнюю Марию Эстер Лароз, девушку из франкоязычного Квебека. В апреле 1873 года молодые люди поженились, у них родились двое детей. Но вот в 1876 году в Саванне вспыхнула эпидемия желтой лихорадки, и Харрисы решили срочно уехать в столицу штата Джорджия город Атланту.

Джоэль уже был известным журналистом, его сразу взяли на работу в большую газету «Атланта конститьюшн», где он и проработал до 1900 года. В этом издании Харрис начал публиковать рассказы о животных, там же 20 июля 1879 года появилась «История Братца Кролика и Братца Лиса, рассказанная дядюшкой Римусом» – первая сказка из знаменитого собрания афроамериканского фольклора. Изначально Харрис писал их для своих детей – всего у них с Марией было 9 ребятишек, но 3 умерли в малом возрасте. Приключения Братца Лиса и Братца Кролика так понравились читателям, что уже на следующий год вышла отдельная книга, она сразу стала национальным бестселлером. Сам автор признавался, что работал под впечатлением от романа Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома». Всего писатель создал 9 книг от имени дядюшки Римуса и 34 сказки о Братце Кролике и Братце Лисе.

На полученные гонорары Харрис построил себе в Атланте большой дом, который стал его семейным гнездом на всю оставшуюся жизнь. Там он писал романы, издал еще три книги сказок дядюшки Римуса. К сожалению, писатель злоупотреблял виски и в конце 1890-х годов стал хроническим алкоголиком.

С 1900 года он ушел из газеты и полностью посвятил себя творчеству.

В 1905 году Харриса избрали в Американскую академию искусств и литературы. Его пригласили в Белый дом, где президент Теодор Рузвельт сказал в приветственной речи: «Президенты приходят и уходят, а дядюшка Римус остается. Джорджия сделала очень многое для единства США, но весь штат не способен сделать больше того, что сделал для нашего единства гражданин по имени Джоэль Чандлер Харрис». Под влиянием сказок дядюшки Римуса создавали свои произведения Марк Твен, Б. Поттер, А.А. Милн и даже взрослые писатели и поэты У. Фолкнер, Э. Паунд и Т.С. Элиот.

В 1906 году Харрис и его сын Джулиан основали «Журнал дядюшки Римуса», ныне это одно из самых популярных детских периодических изданий в США.

Джоэль Чандлер Харрис умер 3 июля 1908 года по причине острого нефрита, осложненного циррозом печени. 

© Виктор Еремин


СКАЗКИ ДЯДЮШКИ РИМУСА

Автор неизвестен. Братец Кролик. Инсценировка.

С. Астраханцев. Братец Лис и Братец Кролик. Ковбойская сказка.

А. Карамышев. Братец Лис и Братец Кролик. Пьеса-сказка.

В. Лымарев. Братец Кролик и другие. Пьеса в двух частях.

Е. Патрик. Песенка не для всех. Комедия-басня в двух актах. 

«Зеленый цвет» – пьесы, которые есть у нас в электронном виде. Их можно будет скачать, кликнув на значок, расположенный рядом с названием пьесы. Пока же идет работа по наполнению портала, вы можете оставить заявку на Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. и получить их по электронной почте.

«Желтый цвет» – пьесы, которые есть у нас в книжных изданиях. Мы готовы перевести их в электронный вид, если вы сможете предложить нам редкую пьесу взамен из нашего списка. Наверняка у вас отыщется что-то интересное. Кроме этого, в данной группе есть несколько пьес, которые мы можем отправить вам, спросив разрешение у автора пьесы. В крайнем случае, вы можете получить текст пьесы в электронном виде, оплатив нам компенсацию расходов на оцифровку, хотя это менее желательно. Средства, полученные от вас пойдут на поиск и приобретение новых пьес. И все-таки для нас предпочтительнее «натуральный обмен» – пьеса за пьесу.

«Красный цвет» – пьесы, которых у нас, к сожалению, нет и которые мы ищем. Если у вас есть эти пьесы, то мы готовы на них обменять те пьесы, которые есть у нас