Фольклор народов Европы, который в течение многих веков развивался параллельно с богатой литературой, восходящей корнями к народному устному творчеству и воспринявшей, так или иначе, традиции античности — древнегреческой и древнеримской культуры, подарил миру классические образцы народной сказки. Это сказки о животных, волшебные сказки, бытовые сказки и анекдоты.
Животные в сказках европейских народов — часто устойчивые типажи, воплощение тех или иных свойств человеческой натуры, в них легко узнать представителей тех или иных сословий.
Явные следы обожествления зверя или отношение к этим историям как к магическим для европейских сказок о животных – давно пройденный этап. Это, скорее, аллегории, иносказания, басни, сатирические повествования, часто с нравоучительным подтекстом. Бывают также и шуточные сказки о животных, которые служат прежде всего для того, чтобы посмешить, развлечь.
Волшебные сказки народов зарубежной Европы характеризуются развитым сюжетом, динамичностью действия, которое увлекает читателя и слушателя. Нередко это развернутые повествования, в них мы находим идеального, с народной точки зрения, героя, доброго, душевно щедрого, который после приключений добивается богатства и счастья – женитьбы на принцессе или богатой девушке.
Излюбленные всеми народами мира сказки о гонимой падчерице существуют в фольклоре народов зарубежной Европы в виде ярких, запоминающихся, развернутых повествований, позволяющих создать необыкновенно милый образ идеальной героини — терпеливой труженицы.
Мир волшебников, чародеев, добрых фей в европейской сказке давно воспринимается как поэтический вымысел. Волшебные палочки и волшебные колечки, чудесные дудочки и прочее превратились в образность, разглядеть их мифологическую основу иной раз бывает нелегко. В мир волшебной сказки зарубежных европейских народов легко и непринужденно входят не только чудесные помощники, но и шутка, ирония, неверие в чудеса, о которых в этих сказках рассказывается.
Бытовые сказки европейских народов приближены к атмосфере реальной крестьянской или городской жизни. Это весьма распространенная в их фольклоре разновидность сказки, близкая к анекдоту. Обычно в них господствует атмосфера комического, стихия сатиры, действует смекалистый и ловкий герой простого происхождения. Он всегда характеризуется в поступке, в нем явственно проступают черты определенного социального типажа и черты национальные, по которым мы узнаем героев разных народов Европы.
Народами Западной Европы были давно сложены сюжеты самых известных легенд и преданий Средневековья, кочующих на протяжении столетий из произведения в произведение, до сих пор остаются источником вдохновения писателей и составляют основу известных драм.
Существуя века рядом с литературой, европейские сказки, легенды и предания питали ее, давали ей свои жизненные соки.
ВИЛЬГЕЛЬМ ТЕЛЛЬ
С. Заяицкий. Стрелок Телль. Пьеса в трех действиях.
С. Малиновская. Вильгельм Телль. Пьеса в четырех действиях.
ГАММЕЛЬНСКИЙ КРЫСОЛОВ
В. Дык, Э.-Ф. Буриан. Крысолов. Сценическая поэма в двух частях.
Н. Слепакова. Флейтист. Пьеса-сказка в двух действиях.
К. Цукмайер. Крысолов. Пьеса.
А. Уставщиков. Крысолов из Гаммельна. Пьеса.
РОБИН ГУД
С. Заяицкий. Робин Гуд, лесной разбойник. Пьеса в трех действиях.
С. Прокофьева, И. Токмакова. Стрела Робин Гуда. Пьеса в двух действиях.
ТРИ ПОРОСЕНКА
Ю. Ермаков. Три поросенка. Пьеса.
С. Михалков. Три поросенка. Пьеса-сказка.
В. Швембергер. Один волк, два охотника и три поросенка. Пьеса.
Ю. Шуцкий. Поросята и волк. Пьеса.
В. Щербединский. Три поросенка, или Сон в кошмарную ночь. Пьеса.
ТРИСТАН И ИЗОЛЬДА
И. Гагаринов. Тристан и Изольда. Пьеса в двух действиях.
А. Бруштейн. Тристан и Изольда. Пьеса в четырех действиях.