Александр Сергеевич Пушкин родился 26 мая 1799 года в Москве. Отец его, Сергей Львович, происходил из старинного боярского рода, служил в лейб-гвардии егерском полку, откуда вышел в отставку в чине майора. Когда родился сын Александр, он уже состоял в комиссариатском штате, т.е. являлся гражданским лицом, но занимался вопросами довольствия армии. Мать, урожденная Надежда Осиповна Ганнибал, была внучкой арапа Петра Великого – Осипа Абрамовича Ганнибала. Из 8 детей Пушкиных выжили в младенчестве только трое – старшая дочь Ольга (в замужестве Павлищева), Александр и младший сын Лев (тот самый приятель М.Ю. Лермонтова, на пару с которым поэт дразнил Н.С. Мартынова, за что был вызван на роковую дуэль и погиб).

Известно, что Саша оказался нелюбимым ребенком у родителей. С матерью он сблизился только в последние месяцы ее жизни, когда Надежда Осиповна уже смертельно болела. После ее кончины старший сын отвез останки матери в Святогорский монастырь под Псковом, где тогда же купил место и для собственной могилы. Менее чем через год Александр Сергеевич упокоился рядом с матушкой.

Но все это будет потом. Раннее детство будущий поэт воспитывался в семье, причем французский язык он знал лучше русского. Первому его обучали гувернеры-французы, второму – бабушка Мария Александровна Ганнибал и няня Арина Родионовна Яковлева. Поскольку французский язык был мальчику ближе, первый свой стишок 5-летний Саша сочинил на французском.

В конце XVIII – первой половины XIX веков в России необычайной силы набралось масонство, практически вся властная верхушка и особенно офицерство гвардии являлись членами лож. Состояли в ложе и братья Пушкины – Сергей Львович и Василий Львович. Когда в Царском Селе по проекту масона М.М. Сперанского создавалось специальное учебное заведение для детей масонов – лицей, где власти намеревались растить элиту высшего российского чиновничества, Пушкины по масонским связям пристроили туда и своего старшего сына и племянника Александра. Так в 1811 году Саша поступил в лицей и на долгие годы оказался в либерально-космополитической среде. Правда, трагедия 1812 года внесла существенные коррективы в характер воспитания лицеистов, но сути проблемы это не поменяло. Как известно, человечество знает лишь два типа власти: власть от Бога (монарх – помазанник Божий) или власть от народа, который облекает властью своих избранников. Масоны – убежденные сторонники второго типа, в таком духе воспитывали они и лицеистов. Неудивительно, что многие из пушкинского выпуска оказались впоследствии декабристами.

Весь жизненный и творческий путь Александра Сергеевича – это путь от либерализма и вольнодумства времен первых творений и особенно оды «Вольность» через «Бориса Годунова» к убежденному монархизму и почвенничеству в стихотворении «Клеветникам России» и повести «Капитанская дочка».

Однако нас интересует Пушкин – великий и уникальный сказочник. Творчество Александра Сергеевича как бы окаймлено и пронизано сказками.

Первые попытки писать их были сделаны подростком – начинающим поэтом в 1814 году Пушкин начал сочинять сказки «Бова» и «Царь Никита и сорок его дочерей», однако очень скоро бросил это дело, поскольку неопытность привела сочинителя к острому противоречию между инстинктивно избранной национальной идеей сказок и стандартным европеизированным зачином. Юноша никогда не общался с простым народом и не знал ни жизни простолюдинов, ни их языка.

В начале 1817 года Пушкин задумал чисто литературную сказку и приступил к сочинению поэмы «Руслан и Людмила». Закончена она была 26 марта 1820 года, когда Александр Сергеевич уже служил коллежским секретарем (гражданский чин 10-го класса) в Коллегии иностранных дел. Поэма стала первым в судьбе Пушкина большим произведением. Через 3 месяца он трясся в кибитке по дороге на юг – назначенный в канцелярию начальника иностранных колонистов на юге России генерала Ивана Никитича Инзова. По общепринятой версии, это была негласная ссылка за вольнолюбивые стихи – якобы поэта собирались сослать в Сибирь, но его отстояли В.А. Жуковский и Н.М. Карамзин. По другой версии (К.П. Викторова) императрица Елизавета Алексеевна, жена Александр I, будучи посвященной в дела антиправительственных заговоров, упросила мужа удалить неуравновешенного молодого человека, которому давно симпатизировала, от греха подальше к ее верному другу Инзову. Генерал был вхож в императорскую семью, и даже бытует предположение, будто он либо был внебрачным сыном Екатерины II, либо побочным сыном Павла I.

Поэма «Руслан и Людмила» увидела свет между 23 июля – 10 августа 1820 года в «Невском зрителе» и с дополнениями в «Сыне отечества». Произведение сразу получило жесткую и нелицеприятную критику. Помимо обвинений в простонародности языка, автора прежде всего ловили на многочисленных логических нестыковках (см. т.н. «Вопросы неизвестного»). Итог оказался парадоксальным, но, видимо, закономерным для человеческого творчества: великое произведение собственной гениальностью защитило себя от каких-либо законов логики. Феноменов, равных в этом аспекте «Руслану и Людмиле», в истории предостаточно. Наиболее ярким является «Гамлет», где Шекспира можно до бесконечности ловить на нелогичности сюжета и поведения его героев, но трагедия защищена от любых посягательств самим фактом ее гениальности.

Пушкин все же доработал «Руслана и Людмилу». В частности, во второе издание 1828 года он включил Введение – «У лукоморья дуб зеленый…», где перечислил народные сказочные сюжеты, услышанные им от Арины Родионовны во время ссылки в Михайловском. Сослали туда Александра Сергеевича под присмотр отца в 1824 году по настоянию новороссийского генерал-губернатора М.С. Воронцова – хитрец уговорил царя вырвать одаренного поэта из привычной среды молодых аристократов – бездельников и балаболов, и отправить его в псковскую деревенскую глухомань, под присмотр отца. Там Пушкин остался один на один с самим собой, с русской крепостной деревней, о которой до ссылки знал преимущественно из разговоров друзей, и с «Историей государства Российского» Н.М. Карамзина (первые тома ее вышли в марте того же 1824 года). Как результат, в Михайловском произошло переосмысление Александром Сергеевичем судеб русского народа и его властителей. Отражением этих изменений стали драма «Борис Годунов», доработки «Руслана и Людмилы», а также 3,4,5 и 6 главы романа «Евгений Онегин».

Возвращался Пушкин к сказкам и в 1820-х годах, недаром тогда же он написал брату: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма». Сам Александр Сергеевич полагал сказками сочиненные им балладу «Жених» (1825) и стихотворение «Утопленник» (1828).

Однако все 5 своих великих сказок поэт создал в последний этап творчества, преимущественно в Болдинские осени 1830, 1833 и 1834 годов. Особо подчеркну, что сочинены они были не для детей и не для праздного чтения скучающих девиц. Это произведения философские, имеющие глубокий скрытый смысл, а потому весьма сложные для понимания недостаточно образованного читателя.

В сентябре 1830 года, в первую Болдинскую осень, была написана самая понятная – «Сказка о попе и о работнике его Балде». Опубликовать ее поэт не решился. Уже после гибели Пушкина издал сказку в 1840 году В.А. Жуковский. Публикатор переработал произведение под требования цензуры: поп был заменен купцом, а сама сказка стала называться «Купец Кузьма Остолоп, по прозванию осиновый лоб». Пушкинский оригинал увидел свет лишь в 1882 году, в начале царствования Александра III.

Предположительно в том же 1830 году Александр Сергеевич сочинил «Сказку о медведихе», которая особенно интересует исследователей. Главный вопрос: почему Пушкин оставил эту сказку незаконченной? Версий выдвинуто много, здесь о них не расскажешь. К.П. Викторова высказала предположение, что на самом деле сказка завершена, поскольку в ней поэт зашифровал рассказ об убийстве (предположительном) в 1826 году вдовствующей императрицы Елизаветы Алексеевны, которая (опять же предположительно) была беременна от умершего вскоре после зачатия ребенка Александра I. Если согласиться с аргументами исследовательницы, то сказка действительно имеет логическое завершение и продолжения не требует.

В августе 1831 года поэт создал «Сказку о царе Салтане…» Во многом она представляет собой сатиру. Достаточно сказать, что император Николай I имел привычку темными вечерами прогуливаться по Петербургу инкогнито и подсматривать за своими подданными. По крайней мере, в обществе ходили такие слухи, создавая ассоциации с халифом Харун ар-Рашидом из «Тысячи и одной ночи». В любом случае, «Сказка о царе Салтане…» была весьма прохладно принята современной поэту критикой. Впрочем, В.Г. Белинский вообще все сказки Пушкина считал псевдонародными и фальшивыми.

В октябре 1833 года, будучи в Болдино, Александр Сергеевич написал «Сказку о рыбаке и рыбке». Сюжет он заимствовал из сборника братьев Гримм, а конкретно из сказки «Рыбак и его жена». Хотя речь идет о немецкой народной сказке, исследователи почему-то подчеркивают схожесть жены рыбака и Наполеона Бонапарта. Александр Сергеевич создал более сложные образы: Старик – народ, Старуха – власть, Золотая Рыбка – Природа. Сказка повествует о том, как непомерной жадностью и жестокостью власть, пользуясь попустительством народа, доводит общество и природу до стихийного бунта, чтобы под конец все разрушить собственными руками и остаться у «разбитого корыта». В черновых вариантах сказки поэт обличает увлечение образованных сословий западничеством, показав Старуху «Римской папою», сидящей «на самой на верхней на макушке» Вавилонской башни в сорочинской (мусульманской) шапке – смешение вер, смешение философий ведет общество к разрухе в головах.

В ноябре того же 1833 года в Болдино поэтом была создана «Сказка о мертвой царевне…» Это произведение часто связывают с грядущей женитьбой поэта на Наталье Гончаровой, с его финансовыми проблемами и личностным конфликтом с родителями невесты. В любом случае это философское произведение явно посвящено вечным темам противоречия мечты и реальности, любви и выгоды, жизни и смерти.

В сентябре 1834 года опять же в Болдино Пушкин завершил свою последнюю сказку – «О золотом петушке». Толчком к написанию ее стала увиденная поэтом в доме В.А. Жуковского редкая «революционная» тарелка из Франции, выпущенная в 1793 году – на ней был изображен галльский петушок на спице, горланящий: «Я бодрствую за нацию!» Под Мудрецом и Звездочетом в этой сказке, по предположению той же К.П. Викторовой, Пушкин подразумевал себя – безответно пророчествующего революцию в ее преддверии. Эту сказку можно назвать самой актуальной в истории России, когда многим людям дано видеть грядущее, но никто не способен что-либо сделать для предотвращения назревающей катастрофы, поскольку те, кто обличен властью, слепы и глухи к реалиям, будучи погруженными в самомнение и несбыточные грезы. Любопытен замкнувшийся в творчестве Пушкина «круг царя Дадона»: впервые Дадон появился в 1814 году в не написанных поэтом сказках и рассматривается многими исследователями как олицетворение Петра I, в последней сказке поэта царь Дадон погибает от клюва петуха революции, при этом он успевает сгубить пророка-Звездочета.

Александр Сергеевич Пушкин был смертельно ранен на дуэли с Жоржем Дантесом 8 февраля 1837 года на окраине Санкт-Петербурга. Умер он 10 февраля 1837 года. Похоронен 18 февраля 1837 года рядом с матерью на погосте Святогорского монастыря близ Пскова. 

© Виктор Еремин


БАРЫШНЯ-КРЕСТЬЯНКА

В. Ольшанский. Дуня, Лиза, Акулина. Театральная фантазия в двух действиях.

В. Гросман. Барышня-крестьянка. Инсценировка.

Б. Макарова. Барышня-крестьянка. Инсценировка.

С. Серпинский, Э. Шпет. Барышня-крестьянка. Инсценировка.

ДУБРОВСКИЙ

Н. Сухоцкая. Дубровский. Инсценировка.

ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН

С. Кржижановский. Евгений Онегин. Сценарий.

О. Ремез. Евгений Онегин. Инсценировка.

ЕГИПЕТСКИЕ НОЧИ

А. Сигачев. Египетские ночи. Музыкально-театральный спектакль.

КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА

Б. Тух. Капитанская дочка. Сценарий мюзикла.

Н. Сухоцкая. Капитанская дочка. Инсценировка.

МЕТЕЛЬ

В. Сигарев. Метель. Пьеса в двух действиях.

В. Сигарев. Метель-2. Пьеса в двух случайных мимолетных соприкосновениях.

ПИКОВАЯ ДАМА

Н. Коляда. Пиковая дама (Тройкасемеркатуз). Драматическая фантазия.

Н. Птушкина. Пиковая дама. Инсценировка.

А. Шаховской. Хризомания, или страсть к деньгам.  Драматическое зрелище.

Н. Алибегова. Пиковая дама. Пьеса.

ПОВЕСТИ БЕЛКИНА

Н. Скороход. Пушкин. Покойный бес. Пьеса.

РУСАЛКА

Г. Хакен. Русалка. Сценическая версия.

В. Набоков. Заключительная сцена «Русалки».

А. Вельтман. План продолжения «Русалки».

А. Крутогоров. Окончание к драме «Русалка».

А. Богданов. Продолжение и окончание драмы «Русалка».

А. Алексеев-Яковлев. Русалка, или Погибшая дочь мельника. Драматические сцены.

Д. Зуев. Окончание драмы «Русалка».

Ф. Лин. Окончание «Русалки».

РУСЛАН И ЛЮДМИЛА

А. Птушко, С. Болотин. Руслан и Людмила. Текст по фильму.

Н. Дингельштедт. Черномор. Драматическая феерия в пяти действиях.

СКАЗКА О ЗОЛОТОМ ПЕТУШКЕ

В. Владимиров. Сказка о золотом петушке. Инсценировка.

СКАЗКА О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И О СЕМИ БОГАТЫРЯХ

Л. Веприцкая. Сказка о мертвой царевне. Инсценировка.

Н. Денисов. О спящей царевне и семи богатырях. Русская феерия.

СКАЗКА О ПОПЕ И О РАБОТНИКЕ ЕГО БАЛДЕ

Ф. Каверин. Сказка о попе и о работнике его Балде. Инсценировка.

Е. Манучарова. Сказка о попе и работнике его Балде. Инсценировка.

СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ

Автор неизвестен. Сказка о рыбаке и рыбке. Инсценировка для театра кукол.

А. Репин. Золотая рыбка. Рок-опера.

В. Ганшин. Сказка о рыбаке и рыбке. Инсценировка.

СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ  

В. Бельский. Сказка о царе Салтане. Либретто оперы.

Л. Кожевников. Сказка о царе Салтане. Инсценировка для театра кукол. 

А. Птушко. Сказка о царе Салтане. Инсценировка А. Репина по тексту фильма.

С. Серпинский, Э. Шпет. Сказка о царе Салтане. Инсценировка.

В. Соболева. Сказка о царе Салтане. Инсценировка.

ПЬЕСА О ПУШКИНЕ

А. Белкин. Пушкин. Предчувствие судьбы. Маленькие трагедии любви.  

«Зеленый цвет» – пьесы, которые есть у нас в электронном виде. Их можно будет скачать, кликнув на значок, расположенный рядом с названием пьесы. Пока же идет работа по наполнению портала, вы можете оставить заявку на Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. и получить их по электронной почте.

«Желтый цвет» – пьесы, которые есть у нас в книжных изданиях. Мы готовы перевести их в электронный вид, если вы сможете предложить нам редкую пьесу взамен из нашего списка. Наверняка у вас отыщется что-то интересное. Кроме этого, в данной группе есть несколько пьес, которые мы можем отправить вам, спросив разрешение у автора пьесы. В крайнем случае, вы можете получить текст пьесы в электронном виде, оплатив нам компенсацию расходов на оцифровку, хотя это менее желательно. Средства, полученные от вас пойдут на поиск и приобретение новых пьес. И все-таки для нас предпочтительнее «натуральный обмен» – пьеса за пьесу.

«Красный цвет» – пьесы, которых у нас, к сожалению, нет и которые мы ищем. Если у вас есть эти пьесы, то мы готовы на них обменять те пьесы, которые есть у нас